Автор Алексей Талашкин опубликовано 08.08.2013 • 08:08 • Просмотров: 101
Комментарии (2)
О здравии в темнице заключенных:
Андрея
Александра
Александра
Николая
Николая
Николая
Олега
Виктора
Михаила
Владимира
Владимира
Евгения
Виталия
Алексия
Сергия
Павла
Павла
Александра
Ксении
Ольги
Ольги
Марины
Татианы
Татианы
- Это за звонарей, что в колониях сейчас… — Я подаю записку и вижу вытягивающееся лицо женщины из церковной лавки.
- Господи, да как же они туда попали?!
- А когда они туда попали, они еще не были звонарями, это там уже… мы там звонарские курсы проводим.
- А… ну, Божией помощи вам. Подождите… вот тут у меня триодь постная,
правда только второй том остался, и Новый завет. Передайте кому-нибудь
из них, хорошо?
Дорогие звонари, как же вы туда попали? Этот вопрос женщины из церковной лавки не выходит у меня из головы.
* * *
Когда три года назад мы предложили заключённым звонить в колокола, я,
пожалуй, впервые понял, как должен звучать Пасхальный звон. Была осень,
самое начало. Отдел тюремного служения Новосибирской Митрополии
проводил миссионерские поездки по всем колониям Новосибирской области, и
мы всюду возили передвижную звонницу. После молебна заключённым было
разрешено звонить в колокола.
Тогда я и услышал Пасхальный звон. Звонили много и по-разному: и
счастливо-восторженно, и ликующе-торжественно. С точки зрения
музыкальной формы и владения звонницей-инструментом звонили, конечно,
слабенько, если не сказать — вообще никак. Тринь-дринь-бом. Но
наполнение! Весь звон у них строился только на внутреннем наполнении.
Собственно, одно только это внутреннее душевное наполнение и звучало
тогда. А вот это как раз было достойно самого пристального внимания. Я
отметил тогда про себя, что у меня, звонаря со стажем (аж шесть лет!) —
такого наполнения нет. И вдруг осозналось, что я звоню вообще как-то
совсем без наполнения. Пусто, оказывается, звоню.
* * *
- Тебе нужно освободить от напряжения плечи. Чувствуешь, они зажаты, и
от этого ты, во-первых, устанешь через три минуты, а во-вторых, не
можешь «взлететь» никак. А звон — это полёт, это свобода. Так что давай,
плечи освободи!
Это первый урок. Практически у всех одна и та же беда — все страшно
зажаты. Причины этих зажимов ясны. Батюшка называет всех томящихся в
узах мучениками. А когда висишь на кресте, трудно, наверное,
расслабиться, освободиться. Понятное дело, что попали сюда все не просто
так, что у каждого статья, срок. Но от этого крест, на котором каждый
оказался, не становится менее мучительным.
Первые двадцать минут занятия мы пытаемся разобраться в том, как
устроены руки. Я беру руку звонаря в свою руку — так делали все старики,
обучающие новичков. И мы звоним вместе.
- Стоп! Освободи плечо. Так. Молодец! Стоп! Видишь — снова зажал, освобождай. Вот, молодец! Нет, опять зажимаешь… Да, хорошо…
Я чувствую, как волны напряжения проходят по руке ученика. Они гуляют
там как хотят, и наша задача — растворить это напряжение. Когда это
удаётся, я отпускаю руку, и ученик звонит сам. Он звонит сам несколько
секунд, может, пять или десять. Звонит легко и свободно. И звон как
будто приподнимает и его самого, и колокола… И вдруг страх и зажим. И я
останавливаю звон. Нельзя звонить в напряжении, иначе привыкнешь к
зажиму и будешь всю оставшуюся жизнь бить колокола. А такой звон будет
неприятен прихожанам, будет невыносим для самого звонаря. Будешь звонить
и мучаться. Колокола будут реветь, трещать, кричать. А они должны петь.
Только песня сможет возвысить и поднять дух к Горнему.
Вот почему нужно растворить напряжение. Насколько это удастся — будет
видно по глазам звонаря: если они начнут улыбаться, значит, плечи
свободны. Значит, можно летать.
* * *
Передо мной добровольцы. Вот они, сегодня их семеро. Мы стоим лицом к
лицу, напротив друг друга. Они смотрят на меня, а я на них. Кто-то
попробует и бросит, кто-то придет уже после начала занятий, кто-то
останется звонарём навсегда. Мы вглядываемся друг в друга и пытаемся
понять что-то важное, что еще невозможно проговорить словом.
Звонарь всегда находится на передовой. Звонарь — как лётчик. Он между
небом и землей, между грехом и добродетелью, между верующими и
безбожниками, между жизнью и смертью, между временем и Безвременьем.
Совершая звон, звонарь всегда поднимается над суетой, над мелочным и
земным. Он поднимается к Вечности. От чистоты сердца будет зависеть
высота этого полета. Молитва будет топливом. Учась колокольному звону,
мы учимся летать. Это страшно. Страшно падать с высоты. Но ещё страшнее
притащить в высоту звона свою нечистоту, свое унылое окаянное сердце.
Всё это относится и к звонарям, которые несут свой крест в темнице.
Только там всё это обострено во много раз: и жажда полёта, и
сопутствующие страхи.
* * *
Раньше все понимали колокольный звон. Говорят, различали по звону —
покойнику зов или свадьба. Или архиерей куда-то поехал, или икону несут.
Или к обедне. Разбирались люди, понимали. А сейчас не все понимают.
Я иду к колоколам мимо барака, я иду звонить. Тюремная братия
высыпала во дворик и дружно приветствует меня. Сначала свистом, потом и
возгласами:
- Давай! Исполни нам чего-нибудь!
- Шостаковича давай! Рас-тра-повича!
- Давай симфонию! Погромче!
Я читаю молитву, я готовлюсь звонить.
- Исполни чего-нибудь! А то мы тут заждались уже!
Звонница находится на некотором отдалении от барака, и мой расчет на
то, что я пройду, и братия успокоится, не оправдался полностью. Они
очень внимательно следили и продолжают следить за каждым моим действием.
Они принимают живое участие во всем, что я делаю. Колокола передо мной.
Я беру веревки в руки. В начале будет несколько ударов в благовестник, а
потом — трезвон во вся. Господи, благослови! Я ударяю в большой
колокол.
Бом…
Из барака раздаются аплодисменты.
Бом…
— Ещё давай!
Бом…
- Браво! Бра-во!
Выкрики тонут в звоне. Я закрываю глаза. Господи, помоги рабам Твоим:
Андрею, Александру, Александру, Николаю, Николаю, Николаю, Олегу,
Виктору, Михаилу, Евгению, Виталию…
* * *
Ко мне подходит Виталик. Это простой тихий парень с грустной улыбкой.
Когда-то он был каменщиком и отказался строить православный храм.
Теперь он звонарь. Он ас. В звоне он исполняет фигуры высшего пилотажа.
Как-то один старый звонарь, прослушав некий звон, расчувствовался, и,
утирая слезы, открылся: «Очень на меня сильное впечатление производит
этот аккорд, я даже избегаю его слушать». Я избегаю слушать звон
Виталика.
- Алексей, мне позавчера сон приснился. Будто я на большой колокольне
делаю звон. Когда я освобожусь, можно будет на какую-нибудь большую
колокольню подняться?
- Можно. Бог даст, ты её ещё и выстроишь.
- Очень хотелось бы.
* * *
Каждый человек умеет звонить в колокола. Только не каждый об этом
знает. Те, кто приходят в храм, приходят на звонницу — умеют точно. Я
вспоминаю тот осенний Пасхальный звон и укрепляюсь в этой мысли. Если
взять её за постулат, то решение по обучению колокольному делу будет
сводиться к очень простым вещам:
а) рассказать о том, что каждый человек умеет звонить в колокола. б) показать азы. в) освободить плечи.
А дальше — в полёт!
Наши занятия так и строились. Я только показал азы и всё.
Взлёт-посадка. А дальше — поправки, ответы на вопросы и великая радость.
От того, что звон летит к Небесам. От того, что крест, на котором
каждый оказался, похож на самолёт. И над бараками тоже можно летать.
|