Начинается делание молитвы Иисусовой, как и любое иное
моление, с того, чтобы творить молитву словом. "Господи, Иисусе Христе
Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" - так взывает человек к Богу по
нескольку раз при чтении правила утреннего и вечернего или просто всегда
и везде, во всяком положении и на всяком месте, поступая так, как
укажет отец духовный. Если же нет отца, то надлежит стараться везде и
всегда пребывать с молитвой.
К правилу, читаемому по Молитвеннику утром и вечером, можно добавлять
сотен по пять молитв Иисусовых. Читай по возможности со вниманием, делая
так: перед правилом клади тридцать три поклона земных, когда же станешь
читать молитву Иисусову, то после каждой сотни клади по три поклона
земных, а после каждого десятка - один поясной. По окончании же всего
правила - снова тридцать три поклона земных. Когда силы слабые, можно
земных поклонов не класть. Или заменять их поясными, или просто
перекреститься и, внимая словам, без смущения продолжать молитву. Перед
праздниками и в праздники также можно земные поклоны заменять поясными.
Если возникнет потребность прибавить к пятистам молитв еще сотню, две,
три, четыре, пять, - можно прибавить, а из того, что читается по книге, -
уменьшить. Можешь творить по тысяче и утром, и вечером. Если появится
еще большая нужда в молитве, тогда и еще прибавляй, а из читаемого по
книге убавляй. Если явится усиленное желание и внутренняя потребность
творить молитву Иисусову вместо утреннего и вечернего правила, то не
перебивай это желание. От правила, читаемого по Молитвеннику, можешь
оставить молитвы утренние и вечерние, а все остальное опустить, дабы
совершенствовался навык в молитве Иисусовой.
Молитва Иисусова, как и прочие добродетели, нуждается в навыке. Человеку
нужно стараться через самопринуждение всегда, и в радости и в скорбях,
пребывать в молитве. По мере принуждения устраивается, с помощью
благодати Божьей, навык, человек укрепляется на предстоящий молитвенный
подвиг. Навык делания молитвы приобретается постоянством произношения
молитвенных слов. Молитва словесная нуждается в количестве - множестве.
Возможно большее число раз следует прочитывать молитву в течение суток. В
дальнейшем, хотя и не сразу, количество будет возрастать, в зависимости
от внимания и усердия молящегося ума.
Внешняя жизнь человека при прохождении молитвы Иисусовой словесной
должна проходить так. В каких бы обстоятельствах ни пребывал делатель
молитвы, какую бы должность ни занимал, какое бы ни проходил послушание,
во всяком своем положении он должен стремиться к уединению и как можно
меньше говорить, храня уста. Молчащими устами молитва творится больше и
удобнее. Следует всегда помнить, что Сам Бог смотрит на подвизающегося.
Обиды и оскорбления нужно переносить терпеливо и все безусловно прощать.
Будучи оскорбленным, не злопамятствовать. Время от времени из глубины
сердечной вздохнуть со словами мытаря: "Боже, милостив буди мне
грешному!'', и к Матери Божьей: "Мати Божия, не остави мене грешнаго!", и
к Ангелу Хранителю подобным же образом - и продолжать непрестанно
делать и делать молитву Иисусову.
Читать молитву Иисусову, как сказано, нужно везде и всегда. Когда
находишься один, удобно читать шепотом, а на людях читай про себя.
Чтение про себя полезно и наедине, то, что сокровеннее, то лучше для
тебя. Научение внутреннему молитвословию поможет тебе и среди общества
людей быть занятым молитвой, внимая словам ее, втайне совершая свое
спасение.
Когда же бываешь в храме Божьем, можно в продолжение всех служб занимать
ум молитвой Иисусовой. Во время литургии, особенно на Великом входе,
когда все молящиеся усерднее испрашивают каждый по своим потребностям, и
ты делай так же: проси, как умеешь, у Бога прощения своих грехов. Если
же молитва Иисусова уже привилась и читается без особого труда, то и в
эти священные минуты читай ее. Она содержит покаянное воззвание к Богу с
ходатайством о прощении грехов, а в этом и состоит суть всех наших
молений и подвигов. Если на службе церковной, особенно на литургии,
сумеешь пребывать в большом внимании, когда ум не расхищен помыслами, то
молись как возжелается. Но всесильной молитвой Иисусовой пренебрегать
никогда не советую, так как ею стяжаются все добродетели.
Все дела нужно делать честно, без лицемерия и человекоугодия, дабы
совесть ни в чем не укоряла и была чиста. Учись любить людей, во всех
видеть своего ближнего, больного и расслабленного, прощай ему все обиды и
оскорбления, им учиненные. Недоброжелателей своих почитай
благодетелями. Так, всячески смиряя и укоряя себя, можно обрести любовь
ко всем и не иметь врагов среди людей. В таком устроении следует
проходить делание словесной молитвы Иисусовой, доколе не станет оно
привычным.
Результатом упражнения в молитве словесной является полученный с помощью
благодати Божьей навык. Свидетельством обретенного навыка послужит то,
что после временного отвлечения от молитвы язык сам собою начнет
выговаривать молитвенные слова, затем к словам привлечется внимание, и
ум осмысленно продолжит словесное чтение молитвы.
При составлении текста использованы материалы сайтов:
Отче Наш» Размышленя о Молитве Господней. И.И. Сикорский.
http://www.wco.ru/biblio/books/sikor1/Main.htm
«Отче наш» беседы на молитву Господню. Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский)
http://www.wco.ru/biblio/books/lordpr2/Main.htm
«При вратах сердечных. Учение о молитве, от святых Отцов и подвижников благочестия собранное»
Издательство Сестричества во имя Святителя Игнатия Ставропольского. М. 2005г. Приход Святого Духа сошествия.
http://www.wco.ru/biblio/books/molitva_Iisus/Main.htm
«Путь умного делания. О молитве иисусовой и божественной благодати»
Архиепископ Антоний.» Издание Красноярского Успенского Храма. 1999 г.
http://www.wco.ru/biblio/books/antonyg/Main.htm
http://simvol-veri.ru/article/players/molitva_slovesnay.shtm
|