Процесс навязывания христианской веры в Скандинавии в эпоху викингов, был труден и тернист. Вызывал различные реакции в обществе от открытой агрессии до фольклорной деятельности. Например, в Исландии сочинили Сага о Ньяле в которой бог Тор предлагает смертельный поединок Христу, но тот отказывается. Тору в свою очередь приписывали все неприятности природного характера которые случались с христианскими миссионерами. В народном творчестве часто попадаются моменты, когда Тора противопоставляют Христу. Тут следует отметить, что в Исландии языческая традиция была довольно сильна, поскольку на тинге где-то уже в 12ом веке всем народом было принято решение принять крещение, а дома поклонятся старым богам. Поначалу Христа хотели просто включить в пантеон богов как бога богатства (поскольку убранство христианских церквей наводило викингов на мысль что это очень богатый бог), но данная инициатива встретила яростный протест проповедников христианства, и поэтому этого не случилось. Крестились в Исландии с рвением по два и даже три раза, из-за того что после крещения выдавали новою одежду совершенно бесплатно.
Другой случай это шведский город Бирка. До десятого века был главным портом Швеции связанным с Балтикой и Волгой. Естественно, что такой город не мог не попасть в зону интересов различных христианских церквей. И уже в 829г. В Бирку приехал христианский миссионер Ансгарий и построил христианскую церковь. Но в 845г. произошел мятеж язычников, христианских миссионеров выгнали взашей из Бирки. Но Ансгарий не унимался и в 849г. (или 852г.) нанес второй визит в Бирку, но правда обороты проповеди пришлось сбавить, чтобы опять не погнали. Последнее упоминание об активности христианской церкви датируется 936г., когда здесь умер, непонятным образом, прибывший с новой миссией архиепископ гамбургско-бременский Унно. Судя по динамике развития языческих погребальных обрядов, по появлению богатых камерных могил с захоронениями знатных воинов в сопровождении наложницы и верхового коня, под курганом, "языческая реакция" в Бирке X в. одержала верх.
Но пальма первенства в количестве крещенных викингов несомненно принадлежит св. мученику Олафу Харальдсону. Который, как и все викинги, он провел молодость, пиратствуя на морях Северо-Западной Европы. Вместе со знаменитым викингом Торкелом Высоким он сражался против христианских армий в Англии под Лондоном, под Рингмером и Кентербери. В то время Олаф был язычником, как многие норвежцы. Но потом доблестно предал веру отцов и дедов, принял крещение, и переметнулся на противоположную сторону. В 1015 году король Олаф вместе с епископом Зигфридом а также довольно внушительных размеров армией отправились крестить Норвегию. Где естественно он встретил сопротивление в образе ярла Свейна и его дружины, которые не хотели крестится. Тут надо отдать должное Олафу он героически сломил сопротивление более слабого противника и стал мечем и огнём насаждать веру христову на своей же родине. Даже его предшественник тоже Олаф (Трюггвасон) и тоже святой, покрестил меньше.
|