Пропагандистская медиамашина против церкви
Религиозные войны – древний и хорошо изученный
феномен. Они всегда отличались жестокостью и бескомпромиссностью, будь
то Тридцатилетняя война или война однодневная, когда в ночь на 24
августа 1572 года цивилизованные европейцы – католики и протестанты –
вырезали друг друга в количестве, превысившем число жертв всех лет
правления Ивана Грозного. Религиозные войны всегда имели информационное
сопровождение, начиная от устной коммуникации древних времен и
заканчивая глобальными информационными войнами современности. Сам термин
«пропаганда» в нынешнем его толковании обязан рождению основанной в
1622 году римским папой Григорием XVКонгрегации пропаганды веры, ставшей
главным инструментом информационных войн католицизма.
Лето 2012 года ознаменовало беспрецедентную для начала XXI века глобальную информационную войну против Православия.
Раньше на нашу веру нападали магистры и короли с топорами, мечами,
копьями и стрелами; нашу страну, словно колорадским жуком, усеивали
всевозможными сектами. Большевики-богоборцы жестоко убивали православных
священников. Теперь на православную церковь обрушилась глобальная
пропагандистская медиамашина.
То, насколько унифицировано и однородно действовали западные масс-медиа в проведении пропагандистской кампании против Православия,
говорит о чрезвычайной её важности для заказчиков. Такое единство в
информационной линии западных СМИ за последние 15 лет можно было
встретить лишь в нескольких случаях – агрессия НАТО против Югославии в
1999 году, августовская война России и Грузии в 2008 году, события
2011-12 годов в Ливии и Сирии. Даже вторая война в Ираке не вызвала в
западном медиасекторе такого единодушия – из-за позиции, например,
Франции. Информационная же война против Православия его вызвала.
Основой информационной кампании, разумеется, было освещение деяний Pussy Riot
(сокращённо PR). Её характеризовали: синхронность вбросов, выведение
нужных тем в заголовки новостей и потопление ненужных, единство стиля.
Например, в качественных англоязычных СМИ прочно устоялась языковая
конструкция «anti-Putinband» (антипутинская группа), которая удачно
использовалась в заголовках новостей, тем более в сочетании с «за
решеткой», «суд», «обвинение», «осуждение». Истинное же название,
которое переводится на русский не совсем цензурно, старались употреблять
как можно реже, особенно в начале сообщений. Акции PR стремились
максимально удалить от контекста плясок в храме и приблизить к
антипутинскому контексту.
В России кампанию удачно поддерживал либеральный пропагандистский
треугольник: «Эхо Москвы», «Новая газета» и «Дождь». В отечественном
политическом пропагандистском поле использовались и более мелкие детали
(например, поднятая история трехлетней давности о часах Патриарха), а
важнейшим механизмом пропаганды была попытка в протестантском ключе
отделить веру от церкви. Но Православие – это не
протестантизм, тем более не неопротестантизм, церковь вплетена в суть
веры, и стремление разделить их – это именно стремление нанести как
можно более сильный удар по вере.
«PR не стремились оскорбить религию», - говорили либеральные СМИ. Да,
всего лишь устроили похабные пляски на амвоне в храме – символе
российского Православия... С языком же пропаганды либеральные СМИ и их
последователи в социальных сетях не церемонились, выбирая семантически
нагруженные слова и конструкции – «мракобесие», «охота на ведьм»,
«инквизиция» и другие. К двум последним известным изобретениям
католической церкви, кстати, православная церковь исторически отношения
не имеет.
О деяниях духовных представителей других религий либеральные СМИ чаще
всего молчат или упоминают вскользь. Много ли вы слышали о скандалах с
педофилией, потрясающих Ватикан? В конце лета была
опубликована информация, что только в Брюсселе около тысячи детей
обратились с жалобой на домогательства католических
священников-педофилов. Знаете ли вы о том, что в 2009 году в Нью-Джерси
была раскрыта ОПГ, занимавшаяся торговлей человеческими органами и
частью ее был коллектив раввинов? Слышали ли вы о том, англиканская церковь
в течение семи лет была акционером крупнейшего в мире медиахолдинга
NewsCorp., наиболее последовательно поддерживающего глобальные войны США
и их союзников и традиционно занимающего жесткую антироссийскую
позицию?
В управлении англиканской церкви, между тем, находится сумма в 10 миллиардов евро, в управлении Ватикана – около 12 миллиардов. Но «ЗАО РПЦ» либералы называют только Православную церковь с её активами в 2,3 миллиарда рублей. Вот такие умолчания и передергивания фактов.
Интронизация Патриарха Кирилла
Использовалось в пропагандистской компании и вырывание из контекста евангельских фраз. Касательно PR нередко приводилась цитата «Иисус
говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в
Царство Божие», при этом опускалась вторая часть – «Ибо пришёл к вам
Иоанн путём праведности; и вы не поверили ему, а мытари и блудницы
поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить
ему. (Мф 21, 28-32)».
Тем более не говорилось о смысле самой библейской притчи, искажалась мысль о том, что только в осознании своего греха и покаянии можно найти прощение Божье.
Сегодня я хочу максимально отойти от онтологии и сосредоточиться на
социокультурном аспекте. Но нельзя не напомнить, что небрежное
толкование святых для идеологического противника текстов (тем более в
прагматичных целях) – традиционный способ религиозной информационной войны.
Другое дело – в Православии сама Церковь, как Тело
Господне, безгрешна, а отдельные ее служители могут быть грешными. Но,
как известно, верующие хотят изменить себя с помощью Церкви, а не саму
Церковь. Смысл веры – это спасение души, а не
фанатичный поиск грехов служителей церкви. В тех проблемах, которые
существуют в Православии, и духовенство и прихожане способны разобраться
сами, без живого участия атеистов и представителей других религий.
Известно, что попытки представить религию как нечто неактуальное,
устаревшее, изжившее себя – важнейший механизм психологической войны
против народа. Атака на Православие – это не просто атака на религию,
исторически объединившую Россию и стоявшую у истоков ее
государственности, но и атака на веру, дающую духовную силу русскому
человеку и позволяющую ему обрести внутреннюю свободу.
Нападения на Православие не случайно
интенсифицировались и приобрели характер глобальной информационной войны
именно с интронизацией Патриарха Кирилла. Именно при нем Церковь заняла
активную общественную позицию (Церковь отделена от государства, но не
от общества), все чаще указывая на общественные пороки, например,
обогащение одних за счет несчастий других или пропаганду
гомосексуализма. А пасторский визит Патриарха на Украину, ставивший
целью показать, что Православие – объединяющая сила двух братских
народов. Разве могло это оставить в покое мировую и российскую
«либеральную общественность»?
Право на веру
В этом же контексте надо рассматривать и глобальные атаки на ислам.
Ведь это тоже чувственная религия с акцентированной верой в загробную
жизнь и приоритетом духовных ценностей над материальными, нетерпимостью к
разврату и пошлости, что так не нравится (мягко говоря) глобальным
либеральным силам. Поддерживая справедливый гнев мусульман по поводу
унижения их религии, я всё же рад, что в России не было такой реакции на
оскорбление православных святынь, а православные (за редким
исключением) восприняли происходившее с достоинством и чувством того,
что они выше оскорблений. Исторически было так – чем больше притесняли и
унижали Православие, тем оно становилось сильнее – так было и так будет.
Я с уважением отношусь ко всем традиционным религиям, уважаю право людей верить в то, как они хотят. В религии, разумеется, не может быть плюрализма –
мы не признаем, что правильно верят представители других конфессий, они
не признают, что правильно верим мы. Мы можем спорить о религиях друг
друга, добросовестно изучать и критиковать наши религии. Но культура
человеческих отношений, чувство собственного достоинства никогда не
позволят воспитанным людям опускаться до оскорблений чужой веры, хамства
и бесцеремонности в религиозных вопросах. Именно те, кто оскорбляет
религии, отрицает право людей на веру – и толкают общество в пучину
средневекового мракобесия и религиозных войн.
Владимир Сапунов, доктор филологических наук, доцент кафедры
телевизионной и радиожурналистики, профессор кафедры журналистики
Тольяттинского государственного университета.
|