Прежде
поговорим о том, почему сильный дух – это настолько важно для
христианина.Мы знаем, что в человеке есть два источника мыслей, чувств и
побуждений. Это дух и плоть. Душа наша находится в положении посредника между духом и плотью. Причем к большому нашему сожалению если не прилагать усилий и не работать над своим духовным состоянием, душа существенно ближе к плоти, чем
к духу…Вот, несколько мест, где Библия говорит об огромной важности
сильного духа:«Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто
может подкрепить его?» (Прит.18:15).Дух переносит немощи. Когда
человеку плохо, именно сильный дух дает способность держаться,
переносить и побеждать.«Светильник Господень – дух человека,
испытывающий все глубины сердца» (Прит.20:27)В духе человека всегда есть
свет, есть ответ. Дух Святой живет не в разуме и тем более не в теле человека. Он живет в его духе. Если мы хотим услышать ответ от
Бога, нам надо научиться слышать дух, который есть светильник
Господа.«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять
вожделений плоти,ибо плоть желает противного духу, а дух – противного
плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что
хотели бы» (Гал.5:16,17)Дух – это самое высокое, что есть в естестве
человека. Дух всегда желает того, что угодно Богу. Плоть же всегда противится духу и враждует с ним. Если душа человека начинает поступать по духу, она входит в землю благословения, все
больше и больше отдаляясь от плоти и проклятия.Служить Богу и приносить
плоды, угодные Ему тоже можно только в духе. Служение по плоти не принесет нам никакой пользы: «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Фил.3:3).Каким
же образом мы можем укреплять наш дух?Ответ находится в одном
библейском слове, перевод которого мы редко используем в современной речи. Греческое слово «эпойкодомео» переводится в Новом Завете как назидать. Это слово еще означает строить, воздвигать, возводить, надстраивать, укреплять.Слово назидать практически всегда можно толковать в отношении к созиданию духовного естества
человека, тренировки и укрепления его духа.Вот некоторые тексты,
использующие это слово в таком значении.«И ныне предаю вас, братия, Богу
и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам
наследие со всеми освященными» (Деян.20:32)Апостол расстается с
верующими из Ефеса и поручает их Богу и слову Его благодати, которое
имеет силу назидать их.Божье слово как записанное для всех («логос»),
так и звучащее напрямую к человеку («рема») назидает, то есть
строит, укрепляет дух человека.Об этом мы читаем и в Ветхом Завете.«Да
не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней (размышляй о
ней) день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь
успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно»
(Иис.Нав.1:8)Здесь говорится конкретно о записанном слове Божьем, в
котором нужно поучаться непрерывно. Именно в этом случае приходит мудрость в принятии решений, которые приносят человеку успех.Похожие мысли читаем и у Соломона: «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:20-23)Если мы будем уважительны и внимательны к Божьим словам и начнем поступать в соответствии с ними, то нас ждет полноценная жизнь не только для души, но и для тела.Все по-настоящему духовные люди имеют привычку размышлять над Словом. Такую привычку может
выработать любой христианин, если захочет.Итак, первый инструмент
назидания духа – это регулярные, настойчивые размышления над Божьим
Словом.Назидаем мы не только себя, когда размышляем над словом, но и
других, когда делимся словом от духа: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29)Второй
инструмент – молитва в духе.«А вы, возлюбленные, назидая себя на
святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для
вечной жизни» (Иуд.1:20,21)Молитва, ведомая Святым Духом, способна
назидать наш дух и нашу веру.В третьих, назидают дух человека и
различные проявления духовных даров: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1Кор.14:12) и «…Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26)Конкретно Писание выделяет пророчество: «а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:3), а более всего – молитву духа на иных языках: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя;
а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1Кор.14:4).Четвертый
инструмент назидания – духовное прославление и благодарение Бога:
«…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все
Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф.5:18-20)Наконец,
назидание происходит через жизнь в любви: «… знание надмевает, а любовь
назидает» (1Кор.8:1б).Когда мы начинаем принимать и отдавать жертвенную
любовь-агапе, результатом будет взаимное назидание прежде всего того, кто любовь отдает, а во-вторых и того кто ее принимает.Итак, будем всемерно укреплять, качать, развивать, строить свой дух. Будем назидать себя и окружающих нас людей! И будем делать это с терпением и постоянством!
|