Проблема деления людей на богатых и бедных стара как мир. Казалось бы, в Евангелии несколько раз прямым текстом говорится, что богачам на том свете не поздоровится. Сам
Иисус Христос учил людей не стремиться к земному богатству: «Никто не
может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого
любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете
служить Богу и маммоне (богатству)» и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,
нежели богатому войти в Царство Божие». Так неужели всем людям надо
стремиться к бедности? Но ведь и бедность многим ничего хорошего не
приносит. Пропасть, лежащая между имущими и неимущими порождает зависть и ненависть, отзываясь бунтами, погромами, революциями и войнами. При
этом Церковь всегда тепло и с уважением относилась к богатым
благотворителям. Да и история знает святых праведников, бывших весьма
состоятельными людьми, и тяжких грешников, осатаневших от нищеты… Черная зависть Строя
особняк в тихой деревеньке под Иваново, столичный бизнесмен Валерий К.
«попал» на непомерные расходы. Стройматериалы постоянно разворовывали
местные жители. Окончив строительство, он отгородился от народа высоким
забором и вздохнул с облегчением. Но не тут то было! Вскоре ему пришел
многотысячный счет за электричество. Разгадывая сей «феномен», он
обнаружил на своем заборе незаконные врезки - местные умельцы
подключились к находящейся под высоким напряжением колючей проволоке,
обеспечив деревню «халявным» электричеством. Попытка
судиться с ворами привела к новым проблемам. «Добрые люди» сделали
подкоп, украв электрогенератор и… сторожевого пса. Теперь коммерсант
ищет, кому бы продать свою фазенду, но желающих пока что не находится… Но
это еще «цветочки» из разряда курьезных случаев. Для провинциальной
босоты и обычный человек среднего достатка может показаться «богачом». Главная
язва многих бедняков – банальная черная зависть. Особенно к тем, с кем
когда-то вместе росли и копались в одной грязи. «Как же это так, он
богатый, а я бедный – где справедливость?!».
Или как в известной песне Высоцкого: «У них деньги куры не клюют, а у
нас на водку не хватает!» Особенно от народной зависти и ненависти
достается тем, кто вряд ли сможет отомстить… Уроженец
Новгородской области Михаил Л. в годы войны был малолетним узником
фашистского концлагеря. После освобождения вернулся на родину, учился,
работал, создал семью. Основанный в Германии фонд компенсации жертвам
нацизма выплатил экс-узнику сумму, эквивалентную трём тысячам евро. На
них Михаил купил добротный дом в селе Рогозино, переселившись на
старости лет в родную деревню. Увы,
земляки усмотрели в сем факте грубое нарушение «принципов равенства и
справедливости». Мол, как же так – во время оккупации все село
пострадало, но деньги заплатили одному лишь Михаилу за его личные
страдания! На счастливчика косились, его проклинали и осыпали угрозами.
Весной 1997 года земляки и вовсе подожгли его дом – чтобы стал «как
все». Месяц спустя Л. умер (не выдержало сердце) а его жена бросив все
уехала к детям в Сергиев Посад… Несколько
лет назад долго жившие и работавшие в Латвии русские семьи решили
вернуться в Россию. При содействии властей Пскова своими силами они
построили многосемейные дома. Некоторых горожан сей факт несказанно
взбесил: «Мы здесь всю жизнь живем в «развалюхах», а эти «латыши»
умудрились достать деньги и построили себе новенькие квартиры! Понаехали
тут, так пусть в каких-нибудь времянках и жили бы! И почему это власти
им помогают?!» В марте 2003 г. дома переселенцев были подожжены и они
лишились крова над головой. «Справедливость по-босяцки»
восторжествовала... И
таких печальных случаев – сотни по всей стране. Тяжело переживая успехи
своих ближних, завистники снова и снова «восстанавливают
справедливость», пуская по миру людей и беря тяжкий грех на свои души. В
прежние времена русский народ считался радушным и сердечным, умеющим с
достоинством переносить лишения, радоваться благополучию ближних и
Родины. Но видать, мутировали души многих людей. Современная «биомасса»
предпочитает равенство в нищете и жестоко карает «выскочек». -
Печально все это! – так прокомментировал ситуацию мой знакомый
священник отец Александр. - Мне очень жаль не только тех, кто пострадал,
но и самих поджигателей. Все светлое, заложенное в них Богом, не смогло
проявиться и задавлено элементарной завистью. А зависть – это один из
тягчайших грехов, разрушающих душу и закрывающих нам путь к Вечной
Жизни… Бедность надо преодолевать! На
одиннадцатом Всемирном Русском Народном Соборе православное духовенство
совместно с представителями других религий, чиновниками и политиками,
обсуждали проблемы богатства и бедности в России. Все пришли к единому
мнению, что главным богатством нашей страны являются, прежде всего -
люди, способные к труду, творчеству и созиданию Отечества. А их то как
раз Россия стремительно теряет. Спивается и вымирает народ, многие
молодые талантливые личности в поисках лучшей доли уезжают из страны.
Необходимо беречь людей и воспитывать их в лучших духовных традициях! - Ни богатство, ни бедность сами по себе не являются ни грехом, ни добродетелью, – сказал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. -
Все зависит от устремлений человека, от того, чем наполнен его
внутренний мир. Мы благодарны тем богатым людям, которые помогают Церкви
строить храмы, создавать богадельни и детские приюты. Но мы каждый день
встречаемся с людьми, живущими за порогом бедности, и их боль - наша
боль. Нельзя забывать, что не только
богатство, но и бедность может стать сильным искушением, озлобить и
ввергнуть человека в отчаяние, и даже подтолкнуть на преступный путь!
Вот почему преодоление бедности – наша задача… Печально, что в России за
самоотверженный труд люди получают во много раз меньше, чем в других
странах, а честно трудившиеся на благо страны пенсионеры подчас лишены
самого необходимого. Нищета соседствует с кричащей роскошью. Для
искоренения бедности необходимо построить этически ориентированную
экономику и отладить систему социальной ответственности… Богатство
должно быть результатом созидательного труда, а труд - это долг перед
Богом и людьми. Только при этом условии естественное стремление к
материальному достатку уравновешивается влиянием духовно-нравственных
принципов… Тогда
же митрополит Кирилл (ныне ставший Патриархом) высказал искреннее
возмущение: почему в обладающей богатейшими природными ресурсами и
интеллектуальным потенциалом России, в отличие от других стран, такой
вопиюще низкий уровень жизни и один из самых высоких в мире разрывов
между богатыми и бедными?! Он призвал власть направить часть
Стабилизационного фонда на преодоление нищеты, и при этом, активно
стимулировать развитие инновационных технологий и инфраструктуры. -
Правильное распоряжение богатством всегда считалось на Руси искусством и
даром Божиим, – считает митрополит Кирилл. – Стыдно перед всем миром,
когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на
сомнительные развлечения, в то время как на их Родине люди получают
мизерные зарплаты. А потом они еще и имеют дерзость оправдываться за
свое расточительство перед народом, используя телевидение… -
По-божески делиться надо! – вторит православным иерархам председатель
Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. – А
если кто не отдаст, с кишками брать надо… Если Всевышний кому-то дает
богатство, это означает, что Бог выбрал его своим «завхозом», и надо
оправдать оказанную честь добрыми делами… Богатство и спасение души Евангельский
диалог между Христом и богатым юношей, призыв Спасителя раздать
богатство и идти за ним, и Его слова о том, что трудно богатому спасти
свою душу (Мф. Гл 19; 16-26) смущают многих. Неужели
Христос против всех богатых состоятельных людей, и хочет, чтобы все
стали неимущими? Конечно же нет! Спаситель просто предлагает всем нам не
привязываться к земному богатству и не видеть в имуществе источник
нашего бытия и достоинства. Ведь Он даёт нам не только всё необходимое
для земной жизни, но и гораздо больше, то, что превышает любое земное
богатство – блаженство в Жизни Вечной. В
Иерусалиме были тесные ворота, называвшиеся в народе «Игольные уши».
Пройти сквозь них навьюченный верблюд мог разве что проползая на
коленях. Слова,
сказанные Иисусом ученикам после ухода юноши, полны скорби. Спаситель
скорбит о том, что земное богатство загораживает людям Небо, привязывает к бренному, топит в пустой мирской суете.
Если вдуматься, даже у людей умеренного достатка их малое богатство
может заслонять от них Небо не меньше, чем капиталы миллионеров. Если
человек морально не готов при необходимости расстаться с обладанием
имуществом, обрести свободу во Христе и пойти за Ним – значит он раб
своего достатка. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и
ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе
сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не
подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там и будет сердце
ваше» - вот основа и смысл христианской жизни. На пути богатого христианина великое множество ловушек, на нем лежит ответственность за людей, которые от него зависят. Сытость и пресыщение зачастую уносят из сердца веру и ощущение присутствия Божия, плохо идет молитва, одолевают искушения. Но слова Христа о невозможности служить Богу и маммоне – вовсе не означают, что богатство и спасение души несовместимы. Царство Божие открыто любому, кому чужд культ стяжательства и кто не порабощен тем, что имеет. Если человек не привязан к деньгам и направляет их не на самоуслаждение, а на добро и милосердие – он идет правильным путем. Полезно
помнить, что все, что мы имеем - дано нам Богом лишь как «управляющим»,
чтобы мы правильно и достойно им распорядились. Используя богатство во
благо людям, мы пребываем в любви и свете Божьем, и получаем добрые
плоды. Немало
предостережений и советов можно найти в поучениях святых отцов Церкви.
Святитель Василий Великий призывает всех людей не преступать пределы
умеренности и помнить, что любостяжательность (жажда наживы, скупость и
т.п) – является тяжким грехом идолопоклонничества. Святой Серафим
Саровский критикует людские желания приобретать деньги и награды,
советуя обретать иной капитал, благодатный и вечный - стяжание Духа
Божия. Его можно получить только добрыми делами Христа ради,
искоренением своих недостатков и молитвенной жизнью. «Как
богатство не возвышает человека, так и бедность его не унижает, - пишет
великий богослов ХХ века святитель Николай Сербский. - Кто думает иначе
– тот живет не в христианской вере, а в древнем многобожии, при котором
человек ценился по цене своего золота. Потому Христос и соизволил быть
распятым на Голгофе, чтобы уничтожить это варварское мерило людей и дать
новое, духовное, моральное. По мерилу Христову то, что составляет
ценность человека, не увеличивается богатством и не умаляется бедностью…
Православные знают, что неправедник преуспевает не за счет своего ума
или силы, но лишь потому, что Господь наш несказанно милостив и
попускает ему преуспеяние, чтобы он вспомнил о Боге, застыдился
неправедных дел своих и исправился. Творец ждет, когда заблудший сам
вернется на правый путь. Невиданна мудрость Его и непревзойденна милость
Его…» Безгрешных
людей нет (святые тоже признавали себя грешниками, видя и искореняя в
себе даже малейшие негативные проявления), и Бог посылает многим из нас
скорби для очищения души от пороков и страстей. Однако, Господь может
призывать к себе людей и через радость и земное изобилие. Если же
богатый так и останется слеп и глух к духовной жизни, то его земное
благоденствие отнимет у него шансы на оправдание на Страшном Суде, в то
время как бедный грешник еще может рассчитывать на Божье снисхождение. А
значит, спасение человеческой души зависит не столько от уровня жизни,
сколько от умения каждого человека любить ближних и преодолевать любые
искушения. Такие разные богачи Любопытные результаты принес недавний интернет-опрос на тему «Нужны ли России богатые люди?» Лишь 15% ответивших сказали «Нет!». 48% согласны, чтобы были богатые, если они не воры и заботятся о бедных. А 37% посчитали, что моральный облик человека не зависит от количества денег. История знает немало положительных примеров жизни богатых людей - верующих
русских промышленников и предпринимателей. Непревзойденным образцом для
подражания может служить судьба купца Василия Муравьева. С раннего
детства работавший на самых низших должностях, честный целеустремленный молодой
человек со временем открыл собственное дело и всего за несколько лет
стал крупнейшим мехоторговцем Петербурга. Его предприятие славилось не
только в России, но и во многих европейских столицах. Несмотря на
огромные доходы, Василий был равнодушен к деньгам и роскоши, и большую
часть своих капиталов жертвовал Церкви и неимущим людям. По праздникам в
его гостеприимном доме накрывалось множество столов, с улицы зазывались
толпы неимущих, которых кормили, наделяли деньгами, вещами и
продуктами. После революции купец Муравьев закрыл свое дело, щедро заплатил всем работникам и пожертвовал свои капиталы Александро-Невской Лавре и другим обителям. Давно мечтавший стать монахом, он наконец, смог исполнить свое заветное желание. В годы открытых гонений на Церковь он стал духовником крупнейшей в России монашеской обители и великим святым старцем – отцом Серафимом Вырицким. По его молитвам духовно и физически исцелялись люди, а пророчества о. Серафима сбывались и сбываются поныне… Благоденствие
неверующих недолговечно и призрачно. При всей внешней
привлекательности, богатая жизнь часто бывает тосклива и безпросветна. Один
мой знакомый, который сам себя в шутку называл «продажным журналистом»,
зарабатывал заказными материалами в газетах. Эта работа неплохо
оплачивалась. Он, прямо скажем, ни в чем себе не отказывал. Менял машины
и любовниц, был вхож в великосветскую тусовку, регулярно ездил в
путешествия, словом, вел жизнь, о которой мечтают многие. Но лишь самые
близкие знали, как скверно было на душе у этого «баловня судьбы». Он сам
говорил, что «хочется уснуть и не проснуться». Каким-то чудом ему
пришла в голову мысль посетить храм. Дальше происходило нечто вроде
наркотической ломки: он поменял работу на гораздо ниже оплачиваемую,
хотя отказаться от высокого уровня жизни – это, может быть, самая
трудная вещь на свете. Он стал православным. Ночные кошмары и утренняя
тошнота исчезли. У него наступила умиротворенная осмысленная жизнь. Ему
пришлось отказаться от всего, что противоречило законам чистой совести.
Это сказалось на его финансовом состоянии и популярности, но он ни о чем
не жалеет. Один
древний мудрец говорил: «Не называй ни одного человека счастливым, пока
не увидишь конца его». Библейская притча о святом Иове Многострадальном
напоминает нам, что даже праведник может в один день потерять все
земное богатство, но вера и молитвы спасут его от отчаяния и приведут к
еще большей святости. Далекий же от Бога грешник рискует потерять все,
включая свою безсмертную душу. Лишившись
богатства, многие накладывают на себя руки, спиваются, мучительно и
тоскливо доживают свою жизнь. Да и дожившим до старости преуспевающим
миллионерам не очень-то сладко приходится. Тяжело осознавать, что жизнь
утекает как песок сквозь пальцы, впереди – пугающая неизвестность, а
богатство в могилу не заберешь… Настоящая свобода В
конце 90-х бизнесмен Иван Т. разорился подчистую. Квартиру, дачу и
машины пришлось продать в счет возврата долгов. Оставшихся денег
хватило, чтобы купить домик в тверской деревне. Бывший коммерсант стал
простым работягой. У него свое хозяйство и счастливая православная
семья. Он посменно подрабатывает охранником на предприятии в райцентре,
жена учительствует в местной школе. Они живут скромно, но их дети сыты,
обуты, одеты и свободны от столичной суеты и соблазнов. Иван считает
себя счастливым человеком и ничуть не жалеет о былой жизни. По его
словам, богатство, при всей кажущейся свободе, на самом деле очень
связывает и мешает духовно расти. Только теперь он обрел настоящую
свободу – свободу духа и совести, и возможность до конца быть самим
собой… А
дружная многодетная семья Кузнецовых из подмосковного Щелково
изначально не стремилась к богатству. Супруги живут, уповая на Бога –
что Он всегда в любой момент жизни поможет им. Их девиз – «Слава Богу за
все!». И действительно, несмотря на довольно скромные заработки главы
семьи, язык не поворачивается назвать их бедными или нищими. У них много
друзей, помогающих в трудные моменты. Дети Кузнецовых как на подбор
добрые, послушные и трудолюбивые. Можно быть уверенным, что этой доброй
семье не страшны никакие кризисы и житейские шторма. К
сожалению, чаще нам встречаются семьи, «осатаневшие» от бедности.
Причем в прямом смысле. Они живут завистью и ненавистью и озабочены лишь
тем, чтобы никто по соседству не жил счастливее них. И не надо
говорить, что в этом виноваты только обстоятельства Кому молиться Покровителем
всех добрых бедных и богатых людей издавна слывет святитель Николай
Чудотворец. Молятся православные и его современнику, Спиридону Тримифунтскому, десница
которого недавно была на месяц привезена в Россию с греческого острова
Корфу. Святитель Спиридон почитается верующими как покровитель
бездомных, больных и бедняков. Помогает он и тем, кто честно, по совести
занимается торговлей и финансовой деятельностью. Им же
покровительствует и живший в XIV веке великомученик Иоанн Сочавский, при жизни бывший благочестивым торговцем. Многие православные бизнесмены молятся святым родителям Сергия Радонежского Кириллу и Марии, и конечно же, упомянутому выше святому ХХ века Серафиму Вырицкому. Еще
из покровителей бедных можно выделить святую III века Татьяну (она же в
большом почете у студентов) и самую известную сестру милосердия, великую княгиню преподобномученицу Елисавету Феодоровну. Достаточно
и просто регулярно молиться Богу молитвой, которую людям дал Сам
Христос - «Отче наш». В ее словах «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…»
заложена просьба к Отцу Небесному дать нам все необходимое на
сегодняшний день. Бог сам знает, что нам надо для земной жизни и
спасения души, и нам остается лишь с миром принимать все, что он нам
дает. Главное – стараться никому не завидовать и использовать свою
бедность, достаток или богатство для благих дел и духовного
совершенствования.
|