Сейчас наверное трудно найти человека, который не читал бы хоть раз в
жизни Святое Писание. Другое дело, как отзвались евангельские слова в
сердце читающего. Далеко не всяегда чтение Святое Евангелия приносит
человеку безусловную пользу. Были и такие, кто читая Святое Писание
соблазнился. Как такое может быть и может ли вообще? Да, может, если
читать эту книгу неправильно. Предлагаю вам ознакомиться с сочинением
святителя Игнатия Брянчанинова ( Аскетические_опыты_том_1):
О чтении Евангелия
При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.
Не довольствуйся одним бесплодным чтением
Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это –
книга жизни, и надо читать ее жизнию.
Не думай, что без причины священнейшая из
книг, Четвероевангелие, начинается Евангелием от Матфея, а оканчивается
Евангелием от Иоанна. Матфей научает более, как исполнять волю Божию, и
его наставления особенно приличествуют начинающим путь Божий; Иоанн
излагает образ соединения Бога с человеком, обновленным заповедями, что
доступно одним преуспевшим на пути Божием.
Раскрывая для чтения книгу – святое
Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем
судимы, и, смотря и потому, каковы были здесь на земле по отношению к
ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни (Ин. 12:48).
Бог открыл свою волю ничтожной пылинке –
человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля – в
твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и
Спасителя твоего, смотря потому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и
вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть
осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною!
Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он
открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его (Пс. 118:18),
который – Евангелие. Открываются очи, – и усматривается чудное исцеление
души от греха, совершаемое Словом Божиим. Исцеление телесных недугов и
было только доказательством исцеления души, доказательством и для
плотских людей, для умов, заслепленных чувственностью (Лк. 5:24).
Читай Евангелие с крайним благоговением и
вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным
рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть.
Читая о прокаженных, расслабленных, слепых,
хромых и беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя
носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену и у демонов,
подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь,
исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь и прилежно умолять Его о
исцелении твоем.
Стяжи такое расположение души, чтоб тебе
быть способным к получению исцеления. Способны получить его сознающиеся в
своей греховности, решившиеся оставит ее (Ин. 9:39, 41). Горделивому
праведнику, то есть, грешнику, не видящему своей греховности, не нужен,
бесполезен Спаситель (МФ. 9:13).
Зрение грехов, зрение того падения, в
котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий.
Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача –
Евангелие.
Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему
уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и
деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь
непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия.
Преподобный Пахомий Великий, один из
знаменитейших древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял
ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить
его. Таким образом Евангелие сопутствовало им повсюду, постоянно
руководило их.
И ныне отчего бы христианским воспитателям
не украсить памяти невинного дитяти Евангелием, чем засорять ее
изучением Езоповых басней и прочих ничтожностей?
Какое счастие, какое богатство – стяжание
Евангелия памятию! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий, могущих
случиться с нами в течении земной жизни. Евангелие, принадлежащее
памяти, читается слепым, узнику сопутствует в темницу, говорит с
земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время
самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во
время томительной бессонницы и тяжкого одиночества.
Не дерзай сам истолковывать Евангелие и
прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и
Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2
Петр. 1:21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и
Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и
толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование
принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование
принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание
произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами,
Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без
всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
И бывает слово Божие, слово спасения, для
дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которыми
они закалают сами себя в вечную погибель (2 Петр. 3:16. 2 Кор. 2:15,
16). Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики,
впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.
На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих, говорит Господь. Таков будь относительно Евангелия и присутствующего в нем Господа.
Оставь греховную жизнь, оставь земные
пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя
доступным и понятным Евангелие.
Ненавидяй души своея в мире сем, сказал
Господь – души, для которой, от падения, грехолюбие соделалось как бы
природным, как бы жизнию – в живот вечный сохранит ю (Ин. 12:25). Для
любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто
Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него
под непроницаемою завесою. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, –
многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек
смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит
очами души – умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и
вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.
Евангелие, сказал некоторый преподобный
пустынножитель, умом чистым читается; понимается по мере исполнения
заповеданий его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в себе собственными усилиями: это – дар Христов.
Дух Святой, вселившись в истинного и верного
служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем и истинным
исполнителем Евангелия.
Евангелие есть изображение свойств нового человека, который – Господь с небесе
Вы, которые валяетесь в смрадном и грязном
болоте грехов, находите в нем наслаждение! Подымите главы ваши,
взгляните на чистое небо: там ваше место! Бог дает вам достоинство
богов; вы, отвергая это достоинство, избираете для себя другое:
достоинство животных, – и самых нечистых. Опомнитесь! Оставьте болото
зловонное; вычиститесь исповеданием грехов; умойтесь слезами раскаяния;
украсьтесь слезами умиления; подымитесь от земли; взойдите на небо: вас
возведет туда Евангелие. Дондеже свет имате, – Евангелие, в котором сокровен Христос – веруйте во свет, да сынове Света – Христа будете
(Ин. 12:36). (1 Кор. 15:48). Этот новый человек – Бог по естеству.
Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся,
Он соделывает богами по благодати.
|