1. Общее представление о книге Псалмов
Книга Псалмов (Теhилим) представляет собой сборник поэтических произведений – гимнов, молитв, поучений – каждое из которых представляет собой полностью законченное произведение. Хотя в нашем сознании они объединены именем Царя Давида, на самом деле, большая часть из них была написана в разные времена и эпохи, разными людьми.
Название книги Псалмов на иврите – "Теhилим" образовано от слова "теhила" – "прославление". Хотя в самом тексте Псалмов словом "теhила" обозначен только один псалом (145), все же это название закрепилось за всей книгой. Русское название книги – "книга Псалмов" или "Псалтирь" – образовано от греческого "Псалмой" – так переводится на греческий слово "мизмор" – "песнь". Это слово 57 раз стоит в заголовках глав книги Псалмов, а потому вполне логично обозначить этим словом всю книгу. (О словах в заголовках псалмов мы поговорим ниже).
Произведения книги Псалмов несколько сложно разделить по жанрам. Обычно выделяют четыре основных жанра: жалобные псалмы (например 3), гимны благодарности (например 107), гимны прославления (145) и псалмы-проповеди (например, 1). Это деление достаточно условно, и далеко не единственное. Например, можно попробовать классифицировать псалмы по обстоятельствам их произнесения, например – общественные в Храме, индивидуальные в случае болезни или войны, царские при выходе на войну, гимны, произносимые при жертвоприношениях или гимны, произносимые во время праздников. Например: "Псалом, песнь на день Субботний" (92). Однако даже беглое чтение псалмов показывает всю условность любой классификации. Например, в уже упомянутом 92 псалме (Псалом, Песнь на день Субботний) заголовок недвусмысленно говорит – читать его надо в Субботний день; однако содержание этого Псалма не имеет никакого прямого отношения к Субботе. Нетрудно заметить, что в нем есть три темы: 1) Прекрасно славить Бога; 2) Благоденствие злодеев не долго продлится, тогда как праведнику суждено благо 3) Прекрасна участь автора. Иными словами, перед нами не столько "песнь по случаю Субботы", сколько "молитва-проповедь".
Сложность деления книги Псалмов на жанры объясняется довольно простым соображением. Понятно, что книга Псалмов не является просто хрестоматией еврейской религиозной поэзии. Когда фиксировался канон, когда определялось, какие из многочисленных псалмов войдут в него, то были отобраны в основном такие произведения, которые имели бы универсальное значение, независимо от эпохи. Иными словами, те, кто отбирал, какие произведения войдут в книгу Псалмов, стремились создать нечто вроде молитвенника. В результате всякий псалом, кроме прямого отношения к событиям и обстоятельствам, при которых он был составлен, так же может быть связан с определенными ситуациями, с которыми сталкивается всякий человек. Примером тому может служить псалом 3. В заголовке его стоит обстоятельство, при котором царь Давид составил эту молитву – "Когда бежал от сына своего от Авшалома...". Однако этот псалом можно читать как молитву всякому, кто попадает в аналогичную ситуацию, – когда его окружают враги, когда он не знает, удастся ли ему проснуться. Аналогично, понятно, что если некий псалом произносился во время торжественного шествия в Храме, он в не меньшей степени подходит для любого торжественного шествия по религиозному поводу; а молитва по случаю "царской свадьбы" вполне подходит по случаю любой свадьбы.
Подводя итог, можно сказать следующее: в книгу Псалмов вошли только такие произведения, которые каждый читающий может наполнить собственным содержанием, имеющим отношение к событиям его собственной жизни или к жизни его общины.
Контрольный вопрос
КВ-1. Можно ли сказать, что книга Псалмов является первым еврейским молитвенником? Почему?
2. Разбивка книги Псалмов на главы
Прежде всего следует отметить, что в других книгах Танаха (кроме Псалмов) разбивка на главы вообще несущественна (эта разбивка очень позднего происхождения; она была сделана в христианстве в средние века и перекочевала в еврейские книги только из-за диспутов и обсуждений с христианами; в Торе и в других книгах нередки места, в которых разбивка на главы вообще противоречит еврейской логике текста; и, таким образом, при анализе текста полагаться на это разделение никак нельзя).
Иное дело книга Псалмов. Поскольку это собрание 150 отдельных произведений, то разбивка на отдельные Псалмы может оказаться существенной для их понимания.
В наше время книга Псалмов делится на 150 глав. Это деление не является абсолютным. В мидрашах и Талмуде можно найти несколько иную разбивку. В первую очередь следует заметить: очевидно, что слова вроде: "Руководителю. На музыкальных инструментах. Псалом Давида" или "Руководителю. На гетской лире. Псалом Давида" открывают новый псалом. Тем самым, проблема разбития на главы появляется только там, где псалом не имеет такого рода заголовка. Примером такого рода проблемы является псалмы 1 и 2 в ныне принятой разбивке. Второй псалом не имеет заголовка вовсе, впрочем, равно как и первый. Причина того, что мы считаем это двумя разными псалмами, проста: первый псалом говорит о праведниках и злодеях без всякой конкретизации: есть праведники и злодеи; злодеи – плохо кончат, праведники – будут процветать. Второй псалом говорит явно про народы и племена, про помазанника и гневе Всевышнего против бунтовщиков. Иными словами, праведники и злодеи первого псалма – это частные лица. Во втором псалме праведники – это помазанник (или, вероятней, народ во главе с помазанником), а злодеи – это бунтовщики. То есть второй псалом имеет общественно-национальный характер. К этому добавляется еще одно соображение – эти два псалма имеют разный ритм и размер. Однако в древности эти псалмы довольно часто (хотя и не всегда) объединялись в один (см., например, Брахот 9б; это связано, в частности, с тем, что есть некоторая перекличка слов между двумя псалмами, например: псалом 1 открывается "Славен человек...", псалом 2 завершается "Прославлены полагающиеся на Него").
Чтобы завершить тему о псалмах 1 и 2, добавим следующее: Ибн-Эзра, кажется удивительно точно замечает, что псалом 2 "...составлен одним из певцов царя Давида в день его помазания на царство". То есть Ибн-Эзра как бы утверждает, что псалом 2 должен иметь в заголовке слова вроде: "Псалом, Давиду, в день помазания его на царство". Этот комментарий очень хорошо ложится на содержание псалма 2, но совершенно не подходит к содержанию псалма 1. То есть современная разбивка вполне соответствует содержанию разбираемых глав. Впрочем, не исключено, что псалом 1 – это предисловие к книге Псалмов, составленное составителями сборника, а собственно первым текстом, является именно псалом идущий за ним, то есть Псалом 2, а потому псалом 1 не имеет собственной нумерации, и как бы он примыкает к последующему, а потому в нумерацию не входит, и этим объясняется возможное объединение этих глав в одну.
Аналогичная проблема состоит в отсутствии заголовка в псалме 10. Он начинается словами: "Господь! Зачем стоишь вдали, скрываешь Себя в пору бедствий?". В ряде случаев этот псалом присоединяют к предыдущему (см., например, в Септуагинте и в синодальном переводе, где псалом 9 объединен с 10). Стилистически эти псалмы несколько сходны, однако содержание их расходится в достаточной степени, чтобы разделить их на два. В Талмуде, Мегила 17б) цитата из псалма 10 уверенно отнесена к девятой главе. Правда из этого следует только то, что либо в те времена в единое целое объединяли пс. 1 и 2 или же 9 и 10, но не тот и другой вместе.
Заголовков не имеют псалмы 43, 71, 91, 93-95 (96), 97, 99, 104, 115, 116, 137.
Соответственно в некоторых рукописях псалом 43 присоединяют к псалму 42, 70 и 71 объединяют в единое целое, равно как 96 и 97. Некоторые полагают, что пс. 114 и 115 – единое целое, а пс. 117 (в нем всего два стиха) присоединяют к последующему 118, а иногда и к предыдущему – 116.
Наверное, интересно посмотреть, в каких случаях псалмы, не имеющие заголовков, все же никем не присоединяются к предшествующим псалмам? Итак, 90 и 91. Стиль 90 псалма так резко отличается от псалма 91, что объединить их в единое целое представляется довольно трудным. Впрочем, стоит, наверное, обратить внимание на то, что в молитвенниках, псалму 91 всегда предшествует последний стих псалма 90. Псалом 116 невозможно присоединить к псалму 115 по причине того, что псалом 115 имеет четко оформленное завершение: "Но мы будем благословлять Господа отныне и до века! hалелуя!". Аналогичные явления можно увидеть в остальных псалмах без заголовков. Отсюда мы можем сделать простой вывод – заголовок не является обязательным элементом псалма, а потому ориентироваться только на них при определении начала и конца псалмов не стоит.
Разделение на главы книги Псалмов греческого перевода Септуагинты (а ему следует синодальный перевод), отличается от принятого у евреев в следующих пунктах: в один псалом объединяются псалмы 9 и 10, а так же 114 и 115. Но зато псалом 116 разделен на два, начиная со стиха 10. Равно на два разделен псалом 147. Всего в Септуагинте оказывается 150 псалмов, столько же сколько в принятой сегодня еврейской разбивке на главы.
Контрольный вопрос
КВ-2. Объясните проблемы разбивки книги Псалмов на главы.
3. Пример: жанры и темы внутри Псалма
Наверное, именно 147 псалом дает нам богатый материал для того, чтобы понять сложности, связанные с разбиением псалмов на главы, и определение жанра и темы конкретного псалма:
Вот его текст:
- hалилуя! Прекрасно петь Богу нашему, достойно славить Его!
- Господь, строитель Иерусалима собирает изгнанников Израиля.
- Он исцеляет тех, чьи сердца разбиты, перевязывает их раны.
- Он знает звезды по счету, к каждой по имени обращается!
- Велик Господин наш и всемогущ, мудрость Его неисчислима.
- Поддерживает униженных Господь, а злодеев повергает в прах.
- Пойте Господу благодарственный гимн; пойте Богу нашему под аккомпанемент арфы!
- Он покрывает небеса облаками, посылает дождь земле, покрывает зеленью горы;
- Он дает пищу скоту, каркающим воронам.
- Не мощь делает коня угодным Ему, не крепкие ноги человека вызывают покровительство Его;
- Покровительствует Господь боящимся Его, уповающим на милость Его!
- Прославляй, Иерусалим, Господа; восхваляй Бога твоего, Сион!
- Он укрепил засовы врат твоих, благословил детей Он в пределах твоих;
- Он установил мир на границах твоих, отборной пшеницей накормил тебя.
- Он посылает повеление Свое на землю – стремительно несется слово Его!
- Он сыплет снег, похожий на шерсть, рассыпает иней, подобный пеплу,
- Разбрасывает ледышки, как крошки хлеба. Кто устоит пред стужей Его?
- Посылает Он слово Свое – и все тает; подымает ветер – и текут воды.
- Он оглашает слово Свое Яакову, постановления и законы Свои – Израилю.
- Не делал Он этого ни одному народу, поэтому и законов [Его] они не знают. hалелуя!
Если мы попробуем задать вопрос: какая наука или искусство занимается темой, описанной в каждом из стихов, то мы получим: (1) музыка, (2) политика, (3) медицина, (4) астрономия, (5) теология, (6) социология, (7) музыка, (8) экология, (9) экология, (10) этика, (11) этика, (12) политика, (13) политика, (14) политика, (15) герменевтика, (16) метеорология, (17) метеорология, (18) метеорология, (19) юриспруденция, (20) юриспруденция.
(Приведенное разделение с некоторыми несущественными поправками заимствованно из книги Кетеля "Псалмы". Понятно, что все перечисленные явления относятся к Богу.) Итак, очевидно, что определить жанр этого произведения довольно трудно – это гимн славы Всевышнему за благодеяния, оказываемые Им миру, но одновременно гимн славы за благодеяния, оказываемые Им народу Израиля. Здесь одновременно смешались философия, теология, музыка и всевозможные науки. При этом все эти разрозненные темы составляют вполне едино произведение.
Контрольный вопрос
КВ-3. Подумайте, какие теологические выводы вы можете сделать из следующих слов Псалма (8-9): "Он (Всевышний)... покрывает зеленью горы; Он дает пищу скоту, каркающим воронам". (Подсказка: вспомните, чем питаются вороны).
Нетрудно заметить, что вторая часть псалма (стихи 12-20) вполне независима от первой части и может составить законченное произведение отдельно. Более того, стихи 15-18 составляют вполне законченный образ, увязанный со всем текстом отрывка 12-20 – во время изгнания была как бы зима, но по слову Всевышнего все беды растаяли, и наступила весна возвращения в Сион. Однако в то же время, достаточно очевидно, что эти две части вполне могут образовывать единое произведение вместе.
Тему разбиения книги Псалмов на главы можно продолжить и дальше, поскольку есть еще серия мнений, касающихся других псалмов – их объединения и разделения. Однако нам кажется достаточным ограничится уже приведенными примерами.
4. Пять книг книги Псалмов
Принято делить книгу Псалмов на пять книг. В конце каждой книги стоят похожие благословения:
В конце первой книги (Псалмы 1-41):
41:14 Благословен Господь, Бог Израиля, от века и до века! Амен и амен!..
В конце второй книги (Псалмы 42-72):
72:19 Благословенно славное имя Его вовеки! Наполнится славой Его вся земля! Амен, амен!
Правда эта книга имеет дополнение в один стих (72:20): "Завершены молитвы Давида, сына Ишая".
В конце третьей книги (Псалмы 73-89):
89:53 Благословен Господь вовеки. Амэн и амэн!
В конце четвертой книги (Псалмы 90-106):
106:48 Благословен Господь, Бог Израиля, от века и до века! И скажет весь народ: Амен! hаллелуя!
И в конце пятой книги, то есть в конце книги Псалмов (Псалмы 107-150):
150:6 Всякая душа, воздай хвалу Богу! hалелуя!
Это деление на книги – довольно древнее, однако, при подсчете числа книг Танаха, все же книга Псалмов считается одной книгой (а Пятикнижие – пятью).
5. Значение книги Псалмов
Наверное, книга Псалмов вторая по значению, после Торы, книга Танаха. Она идет непосредственно за Пятикнижием по уровню читаемости. Тора – это основной источник еврейских знаний о мире и о Боге, о законах и об истории; Пятикнижие считается книгой, через которую Бог обратился к человеку и к своему народу. А книга Псалмов – это книга молитв, это книга, текстами которой человек обращается к Богу. Некоторые комментаторы, в том числе и в мидраши утверждают, что разбивка книги Псалмов на пять книг должна соответствовать пяти книгам Пятикнижия. Наверное, эти две потребности человека – услышать Бога и сделать так, чтобы Бог услышал тебя – принадлежат к числу первейших потребностей человека, а потому распространенность книги Псалмов не должна удивлять.
Относительно книги Псалмов следует заметить некоторое важное обстоятельство. С одной стороны – это книга псалмов, это сборник молитв, с которыми различные люди при разных обстоятельствах обращались к Создателю. Но с другой стороны, книга Псалмов возникла не просто так – ее тексты созданы под влиянием Всевышнего, пророческого духа, излитого свыше на человека. В результате перед нами книга, которая также и обращается к человеку и несет слово Всевышнего нам.
Эта двойственность естественна. Пророк это не только тот, кто несет слово Всевышнего людям. Пророк – это тот, кто несет слово людей Всевышнему. Вспомним, что Авраам был пророком. Он получал пророчество, но он также и молился за людей (и, в первую очередь, история про спор Авраама с Богом по поводу наказания города Сдома убеждает нас в этом). Есть еще более простой пример: Бог говорит царю Грара: "Пусть он (Авраам) помолится за тебя, и ты выздоровеешь, ибо он пророк" (20:7). Точно так же мы обнаруживаем, что величайший пророк Моше молился за народ Израиля после греха с золотым тельцом и греха разведчиков. Такие истории о силе молитвы пророка мы обнаруживаем в Писании часто. Более того, мы по крайней мере в двух случаях обнаруживаем, что пророк, который больше не может молиться за людей, т.е. пророк который считает, что народ Израиля недостоин Бога, – такой пророк терял связь со Всевышним и Создатель менял их на других пророков. По этой причине книга Псалмов достойна не только произнесения, но и изучения. Ведь в ней можно найти идеи и уроки, которые важны для всех во все времена.
Контрольный вопрос
КВ-4. В чем смысл идеи о подобии структуры книги Псалмов и структуры Пятикнижия?
6. Книга на все времена
Мы уже сказали выше, что в канон Танаха были включены только те книги, которые достойны "и для своего поколения, и на все времена". Точно то же самое можно сказать про книгу Псалмов. Ее молитвы, даже сказанные по некоторому случаю, годятся на все времена. И здесь стоит обратить внимание на простую особенность псалмов: даже, когда речь идет о молитве в конкретных обстоятельствах, например, как в уже упомянутом псалме 3 "Псалом Давида, когда он бежал от сына своего Авшалома", – внутри текста самого псалма никогда не упоминаются конкретные лица и обстоятельства. Все формулировки даны в универсальном виде:
Господь! Как многочисленны враги мои, как многочисленны восстающие на меня!
Многие говорят обо мне: "Нет ему спасения от Бога", Сэла!
Но Ты, Господь, щит предо мной! Ты даруешь мне славу и гордость!
Голос мой взывает к Господу, и Он отвечает мне со святой горы Своей, Сэла!
Я ложусь и засыпаю; я просыпаюсь, потому что Господь поддерживает меня;
Я не боюсь сонмов народа, которые кругом обложили меня!
Восстань, Господь! Спаси меня, Бог мой! Ты дашь пощечину врагам моим, разобьешь зубы злодеям...
От Господа – спасение! На народе Твоем – Твое благословение! Сэла!
Эту молитву может произнести любой человек, окруженный врагами и бедами. В ней нет никакой конкретности. Более того, на примере этого псалма так же видно одно немаловажное обстоятельство: он сформулирован так, что его можно произнести как индивидуальную молитву, но можно читать и как молитву от имени всего общества, от имени всего народа Израиля. Обратим внимание на последний стих: "На народе Твоем – Твое благословение".
Иными словами, книга Псалмов с самого начала предназначалась для чтения в виде молитв и ее тексты подобраны, так что их может использовать любой человек и любая община при сходных обстоятельствах. Не случайно около 50 псалмов (треть книги!) включены в молитвенник.
Контрольный вопрос
КВ-5. Как вы считаете, что дало возможность христианам включить столь много Псалмов (в отличие от других книг того, что они называют "Ветхим Заветом") в свою литургию?
|