Блаженны нищие духом
- Рыковский кто такой? - Нищенка Таисия завела к небу бельмастый глаз. - Великий человек! Чудеса творит! И сквозь стену видит.
Чудеса, творимые Толей, оказались такими, что не подкопаешься.
- Обратилась к Толе одна женщина, чтобы помолился он за ее сына, -
дружно заговорили соседи Таисии по паперти вологодского кафедрального
собора. - А сын-то в Чечне служил. И вот возвращается он из Чечни без
единой царапины! Мать ему и рассказала: мол, молился за него блаженный
Толя Рыковский. «Блин! - воскликнул сын. - То-то старичок какой-то у
меня перед глазами все время стоял!»
- Да что Чечня.
Квартиры люди получают, если Толя помолится! С подселением, правда, - добавили нищие.
- А сколько Рыковскому лет? - спросила я.
- Кто говорит - сто двадцать, - крутит головой нищий старик.
- Да нет, - машет Таисия, - 95 ему, это точно.
- А сам Анатолий Петрович сейчас здесь?
- Нет, он по воскресеньям и большим праздникам приезжает. На «Волге» его привозят.
Факт скитаний на «Волге» меня покоробил.
- Ты если блаженный, так ходи пешком в рубище, - возмущенно бормотала я, поплотнее запахивая шубу.
А Толя его - по матери, по матери!
За официальной справкой о блаженном Толе Рыковском служки посоветовали
обратиться с священнику кафедрального собора отцу Николаю.
- Рыковского блаженным не считаю! - строго сказал отец Николай. - Я вот
здесь неподалеку в домике рос, так уже тогда этот так называемый
«блаженный» по матери нас посылал. А ведь брань - это от лукавого! Ему
уж сто лет, наверное, а он и сейчас матюгом пошлет, если кто ему денег
мало подал. Он - лжеюродивый. И вы окажете церкви медвежью услугу, если
воздвигнете над ним ореол блаженного.
- Отец Николай, вы знаете, что Рыковский купил на подаяния150 икон
Казанской Божией Матери и отправил их в Псковскую воздушно-десантную
дивизию, где служат много вологжан? Иконы должны оберегать ребят в
Чечне.
- Да он всем подряд иконки вручает. И что из этого? Истинный блаженный
славы бежит. А Рыковский не бежит. Вот уже корреспондентка к нему
приехала!
- Говорят, он чудеса творит: молитва его до Бога хорошо доходит, - не
отставала я, приведя в пример целого-невредимого солдатика.
- А может, солдат сам усердно молился? - не согласился отец Николай. - Откуда вы знаете?
Тут я ответить не смогла. И пошла к самому юродивому, которого, оказывается, приютила церковная же служащая Анна.
Сильна Родина юродивыми
Пока добиралась я с пересадками по канавистым выселкам до улицы, где
обитает Анатолий Петрович, примирилась с «Волгой»: в девяносто с лишком
лет, если пешком отсюда в Рождество выйдешь, так, дай Бог, к Пасхе до
собора живым добредешь. А когда вошла в подъезд «хрущевки» да огляделась
в убогой «келье» - квартире номер три, снизошло на меня озарение. Прямо
в нищей прихожей формулировалась, очевидно, с Божьей помощью
национальная идея. Так вот: россиян нужно сподвигнуть на подвиг
блаженства. Блаженные россияне обдуманно откажутся от всех благ: пенсий,
детских пособий, медицинских полисов. Проникшись духом нестяжательства,
не станут иметь никакого имущества, полагая, что все - Божье. Юродивое
население будет радоваться всяким страданиям: невыплатам, дефолтам,
инфляции, отключениям горячей воды. Хорошая картина мне приблазилась?..
...Пример идеального россиянина - Анатолий Петрович Рыковский - по
болезни неподвижно покоился на лежанке, но без всяких претензий по
поводу непоступления в вологодские аптеки средств на льготные лекарства.
«Наср... ему на эти льготы», выражаясь словами самого блаженного.
Надобно пояснить, что юродивые нарочно совершают «неприличия и
неистовства», чтобы казаться великими грешниками, умерщвляя тем самым
свои дух и гордость: безгрешен лишь Господь, а мы - грязь под ногами
его. А матюгается Толя (по свидетельству его почитателей), когда видит,
что в приходящем в церковь гражданине бесы обосновались. Он бесов
лукавыми словами изгоняет. Еще для того ругается, чтобы про него плохо
подумали. Блаженному положено унижаться. Этим подвигом, требующим
великого самоотречения, блаженный славит Христа, который страдал на
кресте от издевательств.
- Как здоровье? - благоговея, спросила я.
Ответа ждала с трепетом: чего-то Толя напророчит? А вдруг погремушку
какую вручит? Это у Толи такая фишка: тому просителю, кто, по его
мнению, не вырос из детских представлений о жизни, дарит игрушку.
- Когда я умру?.. - отвечает блаженный.
Анатолий Петрович очень любит ответствовать вопросом на вопрос.
После одного более-менее разборчивого ответа Рыковский начинает
откровенно блажить: «Ы-ы! Га-а!» Вологодская журналистка пыталась
записать его пророчества для радио, так он с таким удовольствием намычал
и нагыкал в кассету! Нет, Рыковский явно бежал славы!
Но самое необъяснимое, на взгляд обычного человека, - это добровольный
отказ юродивого от здравого ума. Он старается быть дурачком в глазах
обывателей. Толя нарочно несет околесицу непослушным после инсульта
языком, чтобы корреспонденты удовлетворенно покрутили пальцем у виска:
«Какой блаженный? Псих натуральный!» Я тоже так и подумала, что не может
человек по собственной воле отказаться от колбасы, меховой шапки и
постановки на учет как нуждающийся в жилплощади.
Голосуй за Путина!
Блаженные тщательно скрывают от посторонних свою прошлую «греховную»
жизнь. Для них «биография» - лишь тот период, когда они смогли «распять
свою плоть с ее страстьми и похотьми». Поэтому об Анатолии Рыковском
известно немного. Недавно попросил он Анну написать в Архангельск,
отыскать какую-то родню. Письмо вернулось назад, но Анна смекнула, что
блаженный родом с Северной Двины. До войны Анатолий Петрович был
учителем то ли физики, то ли математики в сельской школе. В войну вроде
как служил в береговой охране. Был ранен в голову. В начале пятидесятых
принял решение стать блаженным (на что получил церковное благословение).
Юродство - один из труднейших подвигов христианства: добровольно нужно
отказаться не только от всех удобств и благ жизни земной, но и от
общественной выгоды, от кровного родства и - при полном самосознании -
от разума! Анатолий Петрович, хоть и отрек общепринятые правила, до
того, чтобы ходить нагим по улицам, не возвысился. Но выбросил паспорт,
бросил работу «за деньги», стал бродить, ходил в пустынь. Пенсия для
Рыковского - бесовское искушение для плоти, поэтому он ее не получает.
Полиса медицинского тоже нет. Не смотрит Толя телевизора. Знает лишь о
том, что расскажут просители: помолись за солдатика в Чечне, за матроса
на «Курске».
- Когда были выборы президента, - вспоминает Анна, - я спросила Толю: «За кого голосовать?» - «Голосуй за Путина».
- Ишь ты! - дивлюсь я.
- Но его внимательно нужно слушать, - продолжила она повествование, - он, наоборот, может наговорить, чтобы дурачком выглядеть.
Да нет, похоже, этот дурачок - совсем не дурак!..
КСТАТИ
Отношение церкви к юродивым всегда было неоднозначным: кого-то возводили
в святые, других распоряжением Синода объявляли мнимоюродивыми. Таковых
полагалось «всемерно бродить не допущать, в кощунственных нарядах их в
церкви не впущать». Рекомендовался и «рациональный способ борьбы с этим
злом: религиозно-нравственное просвещение русского народа». Многие
гражданские власти преуспели в «рациональных способах борьбы»: Петр
Первый предпочитал религиозное просвещение - посадить юродивого на кол
под стенами храма.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ НА РУСИ БЛАЖЕННЫЕ
ВАСИЛИЙ МОСКОВСКИЙ «НАГОХОДЕЦ»
Известен всем как Василий Блаженный, в честь которого воздвигнут храм на Красной площади.
Василий в любую непогоду ходил по Москве нагим. Слава блаженного Василия
разнеслась в 1521 году, когда он предсказал нападение татар на Русь.
Молясь ночью на ступенях Успенского собора в Кремле, Василий услышал
оттуда страшный шум и увидел летающий пламень, так что вся церковь
озарилась огнем. Весть о чудесном видении быстро распространилась по
Москве: жители ее ждали беды. Вскоре Мухаммед-Гирей вторгся в Русское
царство и сжег множество городов, дойдя и до посадов Москвы. Однажды
Иван Грозный пригласил блаженного к себе на пир и трижды налил ему вина.
И трижды Василий вылил вино за окно. Грозный разгневался, но юродивый
поведал, что просто тушил пожар в Новгороде. Царь, удивившись, послал
гонца, который и сообщил, что в тот день и час Новгород горел, но потух
стараниями «нагого мужа водоносца».
НИКОЛАЙ ПСКОВСКИЙ
Известен тем, что спас Псков от разрушения Иваном Грозным.
В феврале 1580 года Иван Грозный въехал на коне в город, где его в ужасе
(но с хлебом-солью) ожидали псковитяне. Неожиданно навстречу царю
проскакал верхом на хворостине Николка: «Иванушка, Иванушка, покушай
хлеба-соли, а не человеческой крови». Опричники кинулись ловить
блаженного, но тот растворился в толпе. При выходе из храма царь увидел,
что Николка вновь здесь и зовет царя в келью, где лежал огромный кусок
свежего мяса: «Покушай, Иванушка!» «Я не ем мяса в пост», - сурово
ответил царь. «Ты делаешь хуже, ты питаешься плотью человеческой», -
заметил ему юродивый. Закипел Грозный и велел разграбить ризницу. Но
Николка сказал ему строгим голосом: «Не трогай нас, а не то не на чем
будет тебе бежать отсюда». И в тот же час пал лучший конь царя.
НИКОЛКА ЖЕЛЕЗНАЯ ШАПКА
Широко известный юродивый, персонаж трагедии Пушкина «Борис Годунов».
Помните? «Борис, Борис, Николку маленькие дети обижают... Вели их
зарезать, как зарезал ты маленького царевича». «Схватите дурака!» -
закричали бояре. «Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка». - «Нет,
нет! Нельзя молиться за царя Ирода».
Множество на Руси было и лжеюродивых (ханжей): кликуши, колдуны, странники. Самый известный из них - Григорий Распутин.
ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ
Предсказал Николаю Первому поражение России в Крымской войне.
Владислав ДЯТЛОВ, историк, сотрудник пресс-службы Украинской православной церкви (Московской Патриархии):
- Блаженный Феофил жил в скитах Киево-Печерской лавры (отсюда и
прозвище Печерский). Он мог прийти на церковную службу в одном сапоге, в
рясе, вывороченной наизнанку. Один купец подарил ему повозку с бычком,
свирепым до невозможности. Но старца животное слушалось беспрекословно и
само везло туда, где должно было свершиться предсказание... Однажды
бычок забрел в кусты и не мог выбраться назад. Горожане предложили
Феофилу: «Давай мы выведем глупую скотину на дорогу!» «Отстаньте от
него! - сказал Феофил. - Он знает, что здесь скоро будет монастырь».
Вышел из повозки, соорудил крест, воткнул в землю. Через сорок лет там
действительно возникла Преображенская пустынь.
Наиболее известное предсказание юродивого связано с императором Николаем
Первым. Во время дипломатического кризиса на Балканах, следствием
которого стала Крымская кампания, царь приехал в Киев. Чтобы принять
окончательное решение, ввязываться в войну или нет, он хотел
побеседовать с прозорливым старцем. На полпути к скитам из монаршей
кареты заметили: в придорожных кустах неподвижно лежит человек в
лохмотьях. Остановились, подошли ближе. Это был Феофил Печерский. По
лицу и телу ползали муравьи из разворошенного муравейника... Старец не
откликался, как его ни звали. Митрополит сказал царю: «Ваше Величество,
это и есть ответ - прозорливец знает заранее то, о чем его хотят
спросить». Однако Николай полагал, что ожидаемая встреча не состоялась,
и, разочарованный, повернул назад. Лишь после того как Крымская война
была проиграна, аллегорию «расшифровали». Феофил показывал императору
торжество противников на теле поверженной России...
Ольга МУСАФИРОВА. (Наш спец. корр.). Киев.