Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в самом
начале своего пустынного подвига. Невидимые враги нередко принимали
видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить
подвижника. С пронзительным свистом и зверскою свирепостью, со страшным
скрежетанием зубов устремлялись они на Сергия, но мужественный
подвижник не боялся их суетных угроз°, воспоминая слово Писания: не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи, во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго
(Пс. 90, 5–6). Пользуясь частым чтением душеполезных книг, знал он
искусство духовной брани, которому один из опытных духовных воинов,
Преподобный Иоанн Лествичник, поучает, говоря: «Вооружайся молитвою …и
бей супостатов именем Иисусовым», и тогда придет к тебе Ангел Божий,
добрый хранитель твой, и помолится с тобою59.
Крепкою, но смиренною, нерассеянною и слезною молитвою Преподобный
Сергий разрушал пустынные страхи и мечтания, как тонкую паутину. И
Господь хранил его Своею благодатию, а он, видя над собою покрывающую
руку Божию, день и ночь прославлял Господа, не оставляющего жезла грешных на жребий праведных (Пс. 124, 3).
Рассказывал впоследствии сам Преподобный своим ученикам: однажды
ночью вошел он в уединенную церковь свою, чтобы петь утреню, но лишь
только он начал молитвословие°, как вдруг пред его взорами расступилась
стена церковная, и в это отверстие, как тать и разбойник, не входящий
дверьми, вошел сатана видимым образом; его сопровождал целый полк
бесовский – все в остроконечных шапках и в одеждах литовцев, которых
тогда боялись на Руси не меньше татар. С шумом и дикими воплями,
скрежеща зубами от адской злобы, мнимые литовцы бросились как бы
разорять церковь, пламенем дышали их богохульные уста...
– Уходи, уходи отсюда, беги скорее, – кричали они подвижнику. – Не
смей долее оставаться на этом месте, не мы на тебя наступили – ты сам
нашел на нас! Если не уйдешь отсюда, мы разорвем тебя на части, и ты
умрешь в наших руках.
«Таков обычай у диавола, – замечает при сем блаженный Епифаний, быть
может повторяя поучительное замечание своего великого аввы, – таков
обычай у бессильного врага: он гордо хвалится и грозит поколебать землю
и иссушить море, хотя сам по себе не имеет власти, падший дух, даже и
над свиниями (Мф. 8, 31, 32)».°
Нимало не смутился духом Сергий от этих бессильных угроз, только еще
крепче, еще пламеннее стала восходить к Богу его смиренная молитва. «Боже, – взывал он словами Псалмопевца, – кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже. Яко се врази Твои возшумеша (Пс. 82, 2–3). Да
воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его
ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица
огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия!» (Пс. 67, 2–3). И не вынесли падшие духи пламени молитвы Сергиевой и исчезли так же внезапно, как и явились.
В
другое время вся келлия пред взорами Преподобного наполнилась
отвратительными змиями, так что не видно было и пола. Еще раз, когда
Преподобный читал в пустынной хижине ночное свое правило°, вдруг
пронесся шум по чаще лесной и кругом его келлии послышались бесчинные
крики бесовских полчищ: «Уходи же отсюда! Зачем пришел ты в эту глушь
лесную, что хочешь найти тут? Нет, не надейся дольше здесь жить – тебе
и часа тут не провести; видишь – место пустое и непроходимое, как же ты
не боишься умереть тут с голоду или погибнуть от рук
душегубцев-разбойников? Найдет тогда кто-нибудь труп твой и скажет:
«Вот был бесполезный человек!» Да и звери хищные бродят вокруг тебя в
пустыне, готовые растерзать тебя, и мы не оставим тебя в покое, не
думай, чтобы мы уступили тебе это место, искони пустынное. Итак, если
не хочешь умереть внезапною смертию, то беги отсюда, беги теперь же, не
озираясь ни направо ни налево, иначе смерть тебе и погибель от руки
нашей!»
И снова Преподобный возопил к Богу в слезной молитве, и опять
Божественная сила приосенила его° – и рассеялось полчище бесовское. А
сердце подвижника исполнилось несказанной сладости духовной, и он
уразумел, что отныне дана ему навсегда победная власть наступати… на всю силу вражию
(Лк. 10, 19); и воспел он тогда, ликуя духом, как новый Моисей,
благодарственную хвалу Господу словами Святого Писания°: «Благодарю
Тебя, Господи, – взывал он из глубины благодарного сердца, – Ты не
оставил меня, но скоро услышал и помиловал!.. Ты сотворил со мною
знамениe во благо, и видят ненавидящие меня и постыждаются, ибо Ты,
Господи, помог мне и утешил меня. Десница Твоя, Господи, прославилась в
крепости; десная рука Твоя сокрушила врагов моих и державною крепостию
Твоею истребила их до конца!»
|