Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Сентябрь » 24 » История по литературе - 2 : Как Киров образование получал
05:31
История по литературе - 2 : Как Киров образование получал


enjinrer
 
(картинка с www.ozon.ru)

Апологеты большевизма и, соответственно, антагонисты царизма, любят постоянно говорить о том, как же хорошо было при советах, и как плохо - при царе. В частности, не забудут сказать о недоступности образования широким массам населения, "циркуляре о кухаркиных детях" и т.п.

В свете всего этого, хочу обратить внимание на одну из книжек, знакомую многим из тех, в биографии которых  значится "пионерское детство". Речь идёт о повести А.Г.Голубевой "Мальчик из Уржума", в которой повествуется о детстве и юности видного революционера С.М. Кострикова, больше известного как Кирова. Книжка эта написана достаточно интересно, хоть и пронизана насквозь идеологией (одна обложка чего стоит :)). Тем не менее, именно её идеологичность и ценна в нашем контексте. Поскольку странно было б предполагать хоть малейшие предпосылки к приукрашиванию житья-бытья в царской России.

Детство у Кирова было тяжелое, поскольку он в семь лет остался сиротой. Сергея и его двух сестёр воспитывала престарелая бабушка. Она получала пенсию за мужа - николаевского солдата, но на четверых этих средств было мало, и бабушка, пользуясь своими знакомствами в "буржуйской среде" (она раньше работала нянькой), устроила внука в городской приют.

Как мы видим, Киров происходил из, как говорится, самых социальных низов. И, согласно советской парадигме, будущее у него должно было быть безотрадным. Какое там образование!

Однако, при чтении книги выясняются следующие вещи:

1) все воспитанники приюта ходили в церковно-приходскую школу, в которой учились три года; параллельно, в самом приюте, мальчиков учили ремеслу - плетению корзин. 

2) тех, кто преуспел в учении в ЦПШ (в т.ч. и Кострикова), по окончании оной перевели в городское училище (УГУ). Здесь учащиеся уже носили форму. При УГУ была школьная библиотека, где ученики могли брать художественную литературу. Кстати, в захолустном Уржуме было три библиотеки и одна читальня. В последнюю пускали и детей. Киров, по словам биографа, любил читать там журналы "Нива" и "Люди и природа". В УГУ будущий революционер проучился ещё 4 года.

3) после более чем успешного окончания городского училища Киров был отправлен на учебу в Казанское низшее механико-техническое промышленное училище, за "купеческие деньги" (педсовет надавил на местных меценатов). Это учреждение входило в структуру под названием Казанское соединенное промышленное училище, в составе которого имелось ещё два низших и одно среднее училища. По поводу определений "низшее" и "средний": "средние" готовились в техники, чуть что не в инженеры, а "низшим" редко удавалось прыгнуть выше десятника, мастера или машиниста.". Т.о. в "низшем" учащиеся получали, по нынешним меркам, очень хорошее среднее специальное образование (изучалось двеннадцать предметов, в т.ч. механическое производство, устройство машин, механика, счетоводство, черчение); а в "среднем" - что-то вроде неполного высшего. Кстати, это соединенное училище в 1919 году было приобразовано в Казанский политехнический институт (сейчас - Казанский  государственный технологический институт).
Правда, через какое-то время произошла неприятность: уржумские попечители неожиданно перестали вносить плату за обучение и "пансион" Кирова. Однако, после подачи прошения в Педагогический совет училища, будущий революционер был освобождён от платы за обучение. Также, небольшую сумму он получил в некоем "Обществе вспомоществования нуждающимся учащимся".

Предвижу реплики, что это, мол, исключение из практики, которое подтверждает общее правило. На это отвечу примерами из разбираемой книжки. Старшая сестра Кирова выучилась на сельскую учительницу (очевидно, ей пришлось заканчивать не только ЦПШ). Одна из совоспитанниц Кострикова по приюту "Наташа Козлова на казенный счет учится в гимназии" (так что "циркуляр о кухаркиных детях", конечно циркуляром, но...). Ну, и сосед и приятель детства "Мироныча", некий Санька Самарцев, учился в Александровском Вятском реальном училище. Самарцевы снимали у бабушки Кирова "жилплощадь", что говорит о том, что к богатеям они вряд ли относились.

Ну, и в заключение.  Как сообщает уже Википедия, в 1904 Киров "начал работать чертёжником в городской управе Томска и учиться на подготовительных курсах Томского технологического института".  Другими словами, и высшее образование "Мироныч" получил бы, если б не увлекся всякой дрянью ррреволюцией.
Просмотров: 842 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ривалдо  
Если советская пропаганда больше всего напирала на количественный аспект получившивших образование, то рост образования в царской России имел
прогрессирующую составляющую, но и в тоже время больше уделял внимания
качеству образования. Взять хотя бы туже церковно-приходскую школу (ЦПШ)
дающая начальное образование. В школах преподавались Закон Божий,
церковно-славянский язык, основы русской грамматики и словесности,
арифметика, рисование, пение, иногда давались уроки по родной истории,
географии, естествознанию. В хрестоматии включался материал, необходимый
для практической деятельности будущего земледельца. Над учебниками и
программами земских школ работали выдающиеся педагоги - К. А. Ушинский,
Ф. Е. Корш, Ф. И. Булгаков. Кроме школ для детей земства создавали
специальные учительские семинарии с четырехлетним курсом обучения для
подготовки учителей, воскресные школы для взрослых, библиотеки,
читальни, передвижные педагогические выставки, книжные склады. Именно
для народных школ была создана Ушинским хрестоматия "Родное слово",
выдержавшая множество изданий. За первое десятилетие существования
земских школ появилось свыше 10 тыс. К 1911 г. их было 27.486, а к 1914
г. уже более 40 тысяч, результатом чего стало фактически всеобщее
начальное образование. Цель обучения в церковно-приходских школах
определялась первым параграфом «Правил», в котором говорилось: «Школы
сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и
нравственности и сообщать первоначальные полезные знания». «Правила о
церковно-приходских школах», разработанные Священным Синодом на основе
проекта комиссии, были утверждены Александром III 13 июня 1884 г. На
записке К. П. Победоносцева царь собственноручно написал: «Надеюсь, что
приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в
этом важном деле». После указа 1884 г., подкрепленного законом 1902 г.,
развитие церковно-приходских школ пошло чрезвычайно быстрыми темпами.
Если провести относительный анализ качества обучения, то придется признать,
что выпусники ЦПШ были качественно более образованны чем выпусники даже
современной начальной школы. Во вся ком случае есть воспоминания, что
выпусники ЦПШ писали практически без ошибок, что в наше время доступно
весьма немногим. Поступающие в ВУЗы абитуриенты выдают такие перлы, что
детям рабочих учившихся в ЦПШ даже и не снилось.
Таким образом можно сказать, что в царской России дорога к образованию была открыта все, кто
действительно желал учиться и чего -то добиться в жизни. И конечно еще
от того как к этому относились в семье.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024