В ночь с 13 на 14 сентября в 1 час 15 минут
телеканал «Культура» показал документальный
фильм «По ком не
звонит колокол» – о драматичной судьбе
монастырей и храмов в Косово. Накануне
премьеры мы встретились с автором сценария Сергеем
Барабановым.
***
Первый раз автор сценария этого фильма Сергей Барабанов
побывал в Косово в начале 1970-х – на студенческой
практике.
«Югославия тогда считалась воротами на Запад, и
мы горели желанием побывать на пляжах Адриатического моря,
поплясать на запретных у нас тогда дискотеках и купить
вожделенные штаны под названием джинсы. Но сразу же все
это ушло куда-то на второй план. Мы были поражены величием
древних монастырей и фресок, историей этого края, который
на протяжении веков был форпостом православного мира в
Южной Европе. Гордой аскетичной красотой монахов и
священников. Мы буквально влюбились в эту
землю».
Следующая встреча с Косово состоялась через много лет.
Военный корреспондент нескольких федеральных телевизионных
каналов провел в воюющем Косово много недель.
«Это
была страшная картина. Гибли люди, горели села,
разрушались монастыри, которые стояли на этой земле
более 700 лет. Колыбель славянства и Православия на
Балканах, казалось, была обречена».
Тогда-то Сергей Барабанов и задумал снять фильм о
трагедии косовских монастырей. Родилось и название –
«По ком
не звонит колокол». Было ощущение, что история
сербского Православия на этой земле уходит в прошлое. Этот
фильм задумывался как реквием.
«Однако действительность оказалась, к счастью,
несколько иной. Да, мы увидели и сняли разрушенные храмы и
монастыри, сожженные сербские дома, беженцев, мы услышали
и показали десятки трагических историй. Но перед нашими
глазами и объективами наших камер не была пустыня. Храмы
восстанавливаются, многие уже освящены. Сестры монастыря в
Соколице пишут иконы, продают их и на вырученные средства
восстановили обитель. В разгаре работы в почти полностью
разрушенном монастыре в Девиче. Построен совершенно новый
монастырь в Джаковице – в городе, где все сербское
население состоит из четырех православных монахинь.
Православные верующие в небогато живущей сейчас Сербии
жертвуют последние динары. Помогают и Церкви-сестры, в
первую очередь Русская Православная Церковь. Принято
решение не закрывать ни единого храма. Если в селе живет
хотя бы один православный, значит, там есть православный
храм. И туда приезжает священник. И это очень воодушевляет
и внушает надежду на будущее».
***
–
Поскольку мы с вами говорим накануне первого показа
фильма на ТВ, то задам вам такой вопрос: о чем,
по-вашему, этот фильм?
– Это фильм о том, что ВЕРУ нельзя убить, и до тех
пор, пока на этой земле жив хотя бы один православный,
будет живо и само Православие, потому что вера – это
мы. А как профессионалы мы делали нашу картину, потому что
долг людей нашей профессии, как бы высокопарно это ни
звучало, – говорить людям правду. То, что произошло
в Косово, – это страшная правда, и мир должен знать
ее.
– Вы сказали: «Мы». Кто и когда делал
с вами этот фильм? Где шли съемки?
– Производитель – компания «Мириам
Медиа», за что ей большое спасибо. Фильм снимался по
заказу Министерства связи и массовых коммуникаций, а также
канала «Культура». Я работал над фильмом
вместе с режиссером Григорием Илугдиным. Съемки проходили
в мае-июне этого года. Остальное время – монтаж,
озвучание и т.д. Старались брать как можно меньше архивов;
все, кроме кадров событий 1999–2004 годов, –
наши собственные съемки. Мы снимали по всему Косово
– это знаменитые монастыри Градчаница и Високи
Дечаны, город Призрен – один из красивейших в
Косово, села в сербских анклавах, где живут простые
крестьяне.
– Работая над фильмом, вы лично общались с
людьми, живущими в весьма специфических условиях, людьми,
чьи трудности и боль, может быть, и непонятны большинству
из нас, живущих в совершенно иных, часто безмятежных
условиях. Какое на вас лично впечатление произвели эти
люди и сама по себе работа в Косово и Метохии?
– Те люди, которые остались в Косово – а
примерно 200 тысяч сербов вынуждены были покинуть свой
край, – вызывают чувство в первую очередь
глубочайшего уважения и восхищения. Это нравственный
подвиг во имя веры и своего народа. Хотя мы не ставили
перед собой цели вводить какой-то рефрен в текст нашего
фильма, но каждый из собеседников говорит нам: «Я
никуда отсюда не уеду, потому что здесь могилы моих
предков и православные святыни сербов». Я, знаете
ли, мужчина не особо сентиментальный, но поверьте, когда
слышишь это, комок к горлу подкатывает. Чего стоит история
монахини, которая прекрасно жила в Германии, получала
неплохую пенсию, но, когда случилась трагедия, бросила
все, приехала в родной город Джаковицу и приняла постриг.
–
Какое, на ваш личный взгляд, место в мировой
культуре, в первую очередь в европейской, занимают
памятники и святыни Косово и Метохии? И что сулит их
утрата?
– Это важнейшая часть мировой культуры. Четыре
монастыря входят в перечень наиболее ценных памятников
ЮНЕСКО. Это уникальные фрески сербской школы XIV века
– таких нет больше нигде в мире. Говорят, каждая
человеческая жизнь бесценна. Но и каждая икона, каждая
стена этих храмов также бесценна, и их потеря была бы
невосполнимой не только для сербов, но и для всего
человечества. Американцы уже прозвали эти места
«долиной фресок». Жаль, что они не побывали
здесь раньше, тогда, возможно, двенадцать лет назад их
самолеты не стали бы бомбить эту долину, а так…
Сегодня фрески приходится восстанавливать.
–
Вам приходилось много общаться с людьми и слышать при
личном общении, что косовские сербы думают о русских
и России, нашей Церкви. Как вы думаете, чего именно
они ждут от нас, если ждут? Какие надежды связывают с
нами?
– Они благодарны нам за солидарность и постоянную
помощь; им грустно, что мы не смогли тогда защитить их
страну от распада и бомбежек. Но дипломатия – это
искусство возможного, начинать очередную войну на Балканах
было нельзя. Пожар мог перекинуться на весь мир.
Большинство
сербов ждут от нас тепла и участия. Я не призываю на
следующее утро после показа фильма бежать в банк и
перечислять деньги; наверное, это не главное. Может
быть, четырем старушкам-монахиням в Джаковице,
полностью изолированным в своем монастыре, было бы
приятно получить письмо со словами поддержки из
России. А накануне зимы не были бы лишними и теплые
вещи.
– Чего бы вы, как автор фильма, пожелали зрителям
накануне просмотра?
– Обычно автор желает зрителям в таких случаях
приятного просмотра. Но здесь приятного просмотра не
получится. Это будут горькие 40 минут. Постарайтесь не
остаться равнодушными к горю наших братьев по крови и по
вере. Вера – это тяжелый труд и тяжелые испытания, и
они несут их с честью. Если вы это почувствуете –
значит, мы не зря трудились.
|