Есть ли у женщины душа? Миф о соборе, решавшем этот вопрос
Миф про Маконский собор (к слову - он не был Вселенским) очень
распространён. Но действительно ли Церковь на полном серьёзе решала
вопрос о наличии у женщины души и о возможности считать её тоже
человеком? Предлагаем Вам мнение дьякона Андрея Кураева, наиболее
убедительно рассмотревшего данный вопрос.
Автор: д. Андрей Кураев
- Говорят, был церковный собор, который на полном серьезе
обсуждал, можно ли считать женщину человеком, есть ли у женщины душа или
нет, и большинством только в один голос святые отцы все же приняли
решение, что женщина - тоже человек.
- Это миф, причем поразительной живучести, невосприимчивый ни к какой
научной критике. Он был уже у Блаватской (то есть в XIX веке). Его
повторяла атеистическая литературе в советские времена. Современным
оккультистам эта погремушка также дорога.
Но ни один из антицерковных критиков, упоминавших об этом соборе,
никогда не указывал каких бы то ни было конкретных сведений о нем: когда
он состоялся, где, кто был его участником… . Ни век, ни страна никогда
не называются. «В некотором царстве, в тридесятом государстве, при царе
Горохе…» .
Я не верю этой сказке не только потому, что в научной и церковной
литературе не встречал ничего, ее подтверждающего. Я все же не считаю,
что границы реальности совпадают с границами моей осведомленности. Когда
я слышу это миф – я отвечаю словами Честертона: «Я могу поверить в
невозможное, но не в невероятное».
У Честертона эта формула звучит в таком диалоге: «Я могу поверить в
невозможное, но не в невероятное. - Это и есть то, что вы называете
парадоксом? - спросил Таррент. - Это то, что я называю здравым смыслом, -
ответил священник. - Гораздо естественнее поверить в то, что за
пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а
просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в
его смертный час преследовал призрак Парнела, я предпочту быть
агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что
Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву
по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не
скажу, что это невозможно, я скажу, что это невероятно» .
Так вот, такой собор, обсуждающий вопрос о наличии души у женщины,
просто невероятен: в Церкви, ежедневно воспевающей Марию, такой вопрос
попросту не мог возникнуть. В древности соборы были только у
православных и католиков. Но и те, и другие слишком почитают Божью
Матерь, Деву Марию, и поэтому сама постановка вопроса о том, женщина -
человек или нет, оборачивалась мгновенной хулой на Ту, кого сама Церковь
возвеличивает как «честнейшую Херувим»...
И все же мне наконец попалась книга (не теософская, а нормальная,
церковная), в которой и в самом деле упоминалось о постановке такого
вопроса на соборе. Это Маконский собор 585 г., собравший епископов
Бургундии. «На этом же соборе поднялся кто-то из епископов и сказал, что
нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от
епископов разъяснение, он успокоился. Ибо священное писание Ветхого
Завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении Богом человека,
сказано: "...мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам”, что
значит — "человек, сделанный из земли”, называя так и женщину и мужчину;
таким образом, Он обоих назвал человеком. Но и Господь Иисус Христос
потому называется сыном человеческим, что Он является сыном девы, то
есть женщины. И ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино:
"Что Мне и Тебе, Жено?” и прочее. Этим и многими другими свидетельствами
этот вопрос был окончательно разрешен» (св. Григорий Турский. История
франков. 8,20) .
Так что был, был собор, на котором этот идиотский вопрос прозвучал.
Но если один дурак (как говорят в таких случаях в Церкви – «окромя
сана») задает глупый вопрос – это еще не значит, что весь собор был
всерьез озабочен этим вопросом и ради его обсуждения собирался. И уж тем
более это не значит, что Церковь в ее полноте сомневалась в том,
считать ли женщину человеком.
Каждый человек (кроме святого) лишь частичкой своей живет в Церкви. А
кроме этого, в его образе действий и реакций, в его мыслях и чувствах
сказываются иные культурные миры, к которым он сопринадлежит. VI век в
Западной Европе – это век христианизации варваров. Так какое же из этих
начал породило этот дикий вопрос?
Тут стоит учесть национальный состав этого собора. На нем были
епископы франки и епископы галло-римляне. Для франков христианство было
полузнакомой новинкой. Поэтому в их среде и могли раздаваться странные
мнения и вопросы. Не христианская закваска породила этот вопрос, а
инерция языческого пренебрежения к движимому имуществу кочевника,
именуемому «женщина». Христианство осадило эту инерцию, а не породило
ее.
Что ж, на этом примере становится яснее, как именно создаются мифы
антицерковной пропаганды. Да, интересно, что этот же Маконский Собор
запретил епископам охранять свои дома собаками – ибо это противоречило
бы христианскому гостеприимству…
|