Заканчивается воскресная литургия, скоро причастие. В храме собираются дети. Лето. В посёлок на отпуск и просто в выходные дни съезжаются те, кто, закончив школу уехали учиться в большие города, и остались там навсегда. Летом они приезжают навестить стариков и везут с собой внуков. А в воскресенье всей семьёй идут в церковь. Ещё и московские дачники, отдыхая на своих шести сотках, тоже стремятся подъехать к определённому времени причастить малышей.
Потому нередко в деревенском храме перед выносом чаши может собираться и семь, и восемь десятков маленьких причастников. Папы и мамы с детьми на руках выстраиваются в очередь. Иногда кто-нибудь из ребятишек раскричится и тогда беспокойного младенца проносят вперёд.
( Collapse )
Мама с девочкой двух с половиной лет занимает своё место в очередь на причастие. Мама запоминает, за кем они стоят. Она поправляет на головке у дочери платочек, потом себя приводит в порядок. Затем открывает сумочку и что-то там ищет.
В это время девочка рассматривает иконостас. Она смотрит внимательно и с интересом. Вдруг ребёнок замечает ангела, трубящего в трубу. У него голубой хитон и большие крылья белого цвета. Фигура ангела вырезана из большого куска фанеры и стоит на третьем ярусе иконостаса высоко над причастниками. Девочка не отрываясь от ангела, тянет по направлению к нему пальчик:
- О! Мама! – Она ещё что-то лепечет, но та её не понимает. Мама занята, она никак не найдёт в сумке того что ищет.
Тут малышка обнаруживает, что и с другой стороны иконостаса трубит ещё один точно такой же ангел! Только у него, в отличие от первого, одежды белые, а крылья, напротив, отдают в синеву.
- Мама! – Дочка дёргает маму за юбку. – Смотри, там ещё один ангел! – Вернее она пытается рассказать об этом маме, но не может. Она пока ещё не говорит таких трудных слов.
- Доча, потерпи немного. Уже скоро. – Сообщает мама, и с возмущением наблюдает как буквально перед ними в очередь к знакомым пристраивается ещё одна мамочка. Нет, ну что за люди, негодует молодая женщина, - им, видите ли, трудно встать как всем и отстоять. Мы же стоим, и другие стоят.
Очередь постепенно продвигается дальше, совершает поворот, и вот маленькая девочка оказывается буквально в паре метров от большой иконы Божией Матери «Всецарицы». Этот образ писался специально для больничной часовни и как только её построят, будет перенесен на новое место. А пока икона в киоте под стеклом, стоит прислонённой к стене здесь же рядом с иконостасом.
- Мама, - только и нашёлся что произнести потрясённый ребёнок. – Мама! Посмотри же, вот, вот они те самые удивительные существа с огромными, точно у лебедей, крыльями за спиной. Иногда я вижу близко-близко. Показываю тебе, а ты их почему-то не замечаешь.
Девочка решительно поднимается на солею и направляется к иконе. Встаёт рядом и прикасается к ним ладошкой.
- Назад! Иди сюда! Я кому сказала? Непослушный ребёнок! Сейчас батюшка придёт и нас отругает. Ты хочешь, что бы батюшка тебя отругал?
Нет, она не хочет, чтобы её кто-то ругал в этом замечательном, наполненным светом, доме с огромным куполом, что парит там высоко-высоко над головой. Дитя возвращается к маме и покорно встаёт в очередь.
Ангелы. Совсем рядом. Как они прекрасны, жаль, только мама так никого и не увидела.
Вечер. Уже пора спать. Пятилетняя Ангелина лежит в постели. Рядом с ней бабушка. Она только что закончила рассказывать сказку. Сказка длинная и очень интересная. Девочка увлеклась, слушая бабушку, потому и не уснула. Тогда бабушка решает помочь Ангелинке и начинает:
- На улице темно. День подошёл к концу. Вот уже и ангелы-хранители слетелись охранять наш сон. Наши глазки закрываются и спят. Теперь и носик тоже заснул, и ушки заснули. Ротик…
Но ротик, не успевая заснуть, вдруг спросил.
- Бабушка, ты мне часто рассказываешь про ангела-хранителя. А почему я его никогда не вижу? А вдруг, его нет?
- Мы много чего не видим, но это не значит, что то, чего мы не видим вовсе не существует. Вот возьми и подыши себе на ладошку. Чувствуешь, как стало тепло? А никто из нас не видит ни воздуха, которым мы дышим, ни тепла. Так и ангелы, мы их не видим, но они есть.
- Бабушка, расскажи мне про моего ангела-хранителя, – просит девочка.
- Твой ангел, как и мой, очень добрый, и в тоже время строгий. Он следит за тем, чтобы мы делали только добро. И ограждает нас от зла. Вот и сейчас он рядом с тобой и собирается охранять твой сон.
Если бы мы могли его видеть, ты бы узнала, какой он красивый. А вокруг него свет. Яркий и тёплый.
Ангелина молчит. Она думает об ангелах. Только в темноте не видно, что девочка думает. Бабушка решает, что внучка, наконец, уснула и тихонечко, чтобы не шуметь, начинает вставать с кровати.
- Бабушка, а я знаю. Сейчас мой ангел хранитель рядом со мною. А утром ангелы всех мальчиков и девочек соберутся вместе и превратятся в солнышко. Оно светит на нас и греет. Вечером, когда становится темно, солнышко уходит, а наши ангелы превращаются в звёздочки. Бабушка, они такие тёплые, наши звёздочки.
Бабушка представляет солнце, составленное из множества детских ангелов хранителей, потом смотрит на звёзды. И улыбается.
- Почему-то никогда ни о чём таком не думала. Знаешь, может ты и права.
Бабушка сама не прочь порассуждать об ангелах, но маленькая Ангелинка не отвечает. Она узнала о них всё что хотела, и уже спит.
Ребёнок спит, а старый человеку не спится. Она думает об ангелах.
В храме плачет пожилая женщина. В церковь её привела беда. Только вчера она похоронила двадцатилетнюю дочь. Та после ночной смены спешила на автобус, и, перебегая дорогу, угодила под электричку. Без мамы осталась полуторагодовалая дочечка.
- Весь день ходит по дому, заглядывает во все уголки и зовёт. Потом идёт, ложится на диван и лежит. Ещё при жизни её мамы, мы с внучкой любили полежать вдвоём на диване. Немного полежим и заснём. Потом проснёмся, и я начинала кричать дочке:
- Светка, а принеси ка нам с манюней молочка!
Та спешила на кухню, грела молоко и подавала его в постель. Малышка воспринимала всё это как игру и тоже любила покричать. Только у неё это получалось очень смешно:
- Тетка! Тетка!
Мы с дочкой начинали хохотать, а та, понимая, что смеёмся мы из-за неё, тоже повизгивала от смеха.
Так и сейчас ляжет на диван одна и кричит:
- Тетка! Тетка! Все эти дни зовёт.
Время пройдёт, и она меня спросит: «Бабушка, где моя мама»? Что я скажу?
Бабушка смотрит на священника. Ей нужен совет.
- Приводи её сюда, в храм. Приводи чаще. Смотри, вон, видишь там высоко на иконостасе по бокам ангелов с крыльями?
Ты скажешь внучке, что её мама стала тоже таким же ангелом. Теперь она её ангел-хранитель, и всегда будет рядом. Всю жизнь она будет идти с ней рядом. Молиться о своей дочечке и ограждать от всякого зла.
- Думаешь, она поверит?
- Поверит? Для них этого вопроса не существует. Они знают. Маленький человек знает что-то такое, о чём мы уже давно забыли. Они мудрые, а мы хромаем от веры к неверию.
Ты приведи малышку в храм, покажи ей ангелов, и она обязательно узнает свою мамочку.
|