В своей жизни я знала только одного по-настоящему убежденного атеиста. Зато это был атеист самой высшей пробы. Атеист от Бога.
Я была знакома с его родителями. Как
водится в таких случаях, они были глубоко верующими людьми. В их вере,
впрочем, не было ни ханжества, ни унылого книжничества. Мама пела вместе
с моей подругой в церковном хоре, и одна радость была смотреть на ее
ясное детское личико, сияющее тихим, безумно заразительным вдохновением.
Папа тоже пел в хоре бархатным фальшивым баритоном, был деятелен, весел
и, как многие здоровенные бородачи, трогательно застенчив и неуклюж.
Одно время я любила у них бывать. Они кормили меня малиновыми пряниками
собственного изготовления и много говорили о Православии и о Боге. В их
пряниках и в их речах не было ни излишней приторности, ни каких-либо
искусственных добавок и красителей, и потому я поглощала и то, и другое с
одинаковым душевным умилением.
Их десятилетний сын Сережка постоянно бывал с родителями в церкви,
молился, причащался и очень серьезно ставил свечки, подолгу утверждая их
на одном месте, чтобы они не заваливались на бок. Когда однажды мне
довелось побеседовать с ним на духовные темы, он прямо и без обиняков
сообщил мне, что Бога нет.
— Как это нет, Сергей? Ты что?
— Нет — и все, — пожимая плечами, очень спокойно подтвердил он. — А ты чего, сама что ли не знаешь?
— Постой, постой... А зачем же ты в церковь ходишь, если в Бога не веришь?
— Мама ходит, папа ходит — и я хожу. Но это же все понарошку. Это игра
такая. Как будто Бог есть. А на самом деле его ведь нету же...
— Сереж, я все-таки не понимаю... Если, как ты говоришь, Его нет, то какой смысл притворяться, что в Него веришь?
— Это не притворяться. Это игра. Ну, мы вот с ребятами когда играем, ну,
там, в войну, например... мы же не притворяемся, да? Мы же играем. И
тут тоже игра.
— Но ведь тут же взрослые, Сереж. Разве взрослые играют?
— Конечно. В театре все, когда смотрят на артистов... все же играют, как
будто верят в то, что им артисты показывают. И артисты тоже играют, как
будто они не артисты, а там... ну, всякие другие люди, не они. Или
вообще не люди, а какие-то лешие. Или звери даже — собаки, лисицы... Но
на самом же деле все знают, что это артисты. Просто это такая игра.
— То есть ты думаешь, что батюшка в церкви всех обманывает, когда говорит про Бога?
— Да нет же! Он тоже играет. Он как будто верит, что есть Бог. И
наряжается специально, как будто верит. И все другие тоже как будто
верят... и песни про это поют. И как будто с ним разговаривают. Но это
все только «как будто».
— Сереж, а почему ты так уверен, что это все «как будто»?
— Ну, я же не маленький. Это маленькие верят во всяких там леших, в
домовых, в хоббитов. И то, я, когда был маленький, не верил. Я знал, что
это все понарошку.
— То есть вранье?
— Нет. Вранье — это когда ты пару получил, а говоришь, что дневник
потерял. А Бог — это просто понарошку, для интереса. Писатели же
придумывают про ненастоящих людей, которых на самом деле нету, и про них
целые истории пишут. Это что — вранье? Нет. И про Бога тоже не вранье.
Его придумали, чтоб интереснее было. Но все же знают, что в жизни его не
бывает.
— А кто же все создал? Весь наш мир?
— А чего его создавать? Он сам создался.
— Сереж, а если бы ты увидел какое-нибудь чудо? Ну, если бы прямо на
твоих глазах произошло чудо! Тогда бы ты поверил, что это сделал Бог?
— Ну, ты даешь... Как он может чего-то сделать, когда его на самом деле
нету? Это, значит, какой-то человек сделал. Фокусник, например, из
цирка. Или это какое-то природное явление, про которое еще никто не
знает. Чудеса — они вообще же очень часто бывают в природе, но Бог тут
вообще ни при чем. Потому что природа — настоящая, а Бог — придуманный.
Сбить его было совершенно невозможно. Долго я пыталась нащупать в его
убежденности хотя бы одно уязвимое место. Но тщетно. Броня его была
надежна и не обнаруживала ни единой бреши. Главное его преимущество надо
мной было в том, что я волновалась и горячилась, а он был эпически
спокоен. Он не был богоборцем. Он охотно принимал правила игры,
предложенной ему взрослыми. Более того — он получал неподдельное
удовольствие от этой игры. Просто он отказывался принимать ее за
реальность.
— Скажи, ну, вот... раз уж ты такой неверующий. Вот — видишь икону? Ты
мог бы на нее, например, плюнуть? Только честно — мог бы или нет?
Он смотрел на меня с веселым недоумением, как на ребенка, сморозившего глупость.
— Ты чего? Нет, конечно. Кто-то рисовал, старался, а я буду плеваться?
Ты в музее в картину Шишкина будешь плеваться? И я не буду. Я же не
хулиган.
Его мать вздыхала с глубоким, неподдельным огорчением:
— Вот такой он... И ничего не сделаешь. Мы уж и к батюшке его не один
раз водили, чтобы батюшка с ним побеседовал. А он хитрый такой, он с
батюшкой не спорит. Наоборот, во всем с ним соглашается. Батюшка потом у
нас спрашивает: чего вы к ребенку привязались, хороший же мальчик,
степенный, благочестивый...
Отец тоже вздыхал и горестно морщился из-под кустистой бороды. По
образованию он был физик. Физики часто уходят в религию. А вот биологи —
редко. Почти никогда.
Сережка вырос и поступил на биофак.
Впрочем, об этом я узнала, когда он был уже на третьем или четвертом
курсе. К тому времени мы уже мало общались с его родителями. Когда они
однажды все-таки пригласили меня в гости, я мельком удивилась тому, что в
их квартире пахнет индийскими благовониями, на голове у мамы уже нет
белого платочка, а папа лишился не только бороды, но и волос на голове и
ходит по квартире в цветастой непальской рубахе.
— Ну, как ты там, не видишь наших, из хора? — спросила меня мама. — А то
я теперь что-то редко в церкви бываю. Сережка мой — он регулярно ходит.
А я что-то редко выбираюсь...
Сережка был на кухне и гладил брюки.
— В церковь, значит, ходишь? — спросила я. — А как же твой атеизм?
— В порядке, — ответил он, прыская на брюки водой. — Никуда не делся. На месте.
— А зачем ходишь-то?
— Нравится, — исчерпывающе ответил он и поднял брюки, чтобы посмотреть на то, как получились стрелки.
— Сергей... Ты прости меня за бестактность. Но ведь ты уже вырос, ты
знаешь, что это — не игра. Там ведь Символ веры надо читать...
— Символ веры, — сказал он, с отвращением глядя на стрелки на брюках, — я
не читаю. Но есть одна проблема. И я надеюсь ее поймать за хвост. В
ближайшем будущем.
— Ты ее в церкви ловишь?
— В церкви, — сказал он и в сердцах плюнул на утюг. Утюг зашипел и плюнул в ответ.
— А что хоть за проблема-то?
«Отстань, а?» — взглядом попросил он меня. А вслух сказал:
— Слушай, а у вас в библиотеке можно найти материалы Венского
антропологического кружка? Если есть, ты мне принеси, пожалуйста. Можно
на немецком, я разберусь...
Прошло еще лет пять. Недавно они опять вспомнили обо мне и пригласили в
гости. Я пришла, мельком удивилась тому, что папа теперь ходит в черной
льняной рубахе навыпуск, носит чуб и длинные вислые усы, как у Тараса
Бульбы, и взахлеб говорит о славянском язычестве.
— А как Сергей? — спросила я. — Наверное, давно уже защитился?
— Какое там! — вздохнула мама. — Он такое отколол, ты не
представляешь... В монастырь ушел. Мы с отцом так просили его, умоляли
не портить себе жизнь... Но ты же его знаешь. Его же переубедить
невозможно!
— Так он что же — все-таки уверовал?
— Откуда я знаю! Разве у него что-нибудь поймешь? Я тоже ему говорю: ты
что, с ума сошел? Правда, что ли, веришь? А он только улыбается и
молчит. Ну, вот что ты с ним будешь делать?
Источник: http://www.foma.ru/article/index.php?news=2209