Собственно,
я мог высказаться по поводу всей этой метафизики уже достаточно давно,
сразу после выхода сороковой передачи "Суть Времени". Как раз к тому
моменту я внимательно прочитал несколько книг Сергея Ервандовича и у
меня сложилась достаточно полная картина предлагаемого Кургиняном в
качестве панацеи для красного движения религиозного учения. Идея замены
политэкономии как нейтральной почвы для реального объединения левых сил
богостроительством, которое, по мнению С.Е., должно зажечь массы, сразу
по осознании таковой показалась мне крайне вредной. Мысль же о том, что
стержнем советского красного проекта была именно эта идея - чудовищной.
Однако,
в стране завертелась череда достаточно неприятных событий, вызванных
бунтом оттесненных от кормушки воров на американские деньги, в
противодействии которым С.Е. и его сторонники активно участвовали. И,
пока эти события происходили, публиковать данный материал было бы крайне
неразумно с моей стороны. Теперь, когда, слава Богу, вся эта
белоленточная муть утекла в небытие вместе с миллионами евро из сейфа
Ксюши, когда протестная волна хомяков, инспирированная группой воров,
сошла на нет и всем, даже участникам, уже ясно, в чем был смысл данного
спектакля, вполне можно вернуться к подробному разбору внезапно
возникшей новой синкретической религии, предлагаемой нам Кургиняном.
Возможно,
данной публикации и не было бы, если бы Сергей Ервандович не зашел в
последней школе сути за красную линию и не объявил, что наша
православная церковь пришла в упадок и он намерен влить свое новое вино в
старые мехи христианства. Теперь публичная полемика о сути
предлагаемого им учения и подробный разбор такового становятся
действительно необходимым делом. И ни моя лень ни текущая политическая
ситуация уже не помогут мне оправдаться в отсутствии публикации
накопленного фактологического материала перед собственной совестью.
Краткое изложение учения С.Е. Кургиняна
Согласно
С.Е. Кургиняну современное христианство (и, в том числе, православие)
находится после Великой Отечественной Войны в кризисе, так как не может
дать ответ на вопрос, каким именно образом Бог попустил свершиться
чудовищным злодеяниям фашистской Германии, что, соответственно, влечет
за собой необходимость коренного пересмотра классического религиозного
мировоззрения в части теодицеи (объяснения природы зла).
Сергей
Ервандович, на основании изучения корпуса иудейской богословской
литературы, делает вывод о том, что начало первой главы книги Бытия «В
начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма
над бездною, и Дух Божий носился над водою» указывает на наличие
противостоящей Творцу Предвечной Тьмы, которая и является источником
зла. По его мнению, различные аспекты действия Предвечной Тьмы на
материальный мир описывают так же Карл Маркс, Зигмунд Фрейд и Альберт
Эйнштейн, что подтверждает сделанный им о действительной и, при этом,
сугубо материальной природе зла, вывод.
При этом, Сергей
Ервандович, по его утверждению, является атеистом и Бог для него – всего
лишь образ описания внеантропного опыта познания мира, тогда как Тьма –
материя, проявленная в мире в виде темной материи/темной энергии и
служащая источником зла, которое предстает в антропном опыте в виде
превращенных форм. Космологическая картина мироздания согласно
учению Сергея Ервандовича выглядит следующим образом: хрупкий островок
нашей вселенной парит в океане Предвечной Тьмы.
Поскольку
классическое христианство в части отношения к природе зла, по мнению
Сергея Ервандовича, утратило свою актуальность и не соответствует ни
современной научной ни современной богословской картине мира, на
авансцену истории выходят два прежде оттесненных в тень антагонистичных
религиозных течения: гностицизм и хилиазм. Для гностиков Предвечная
Тьма, она же Иное, есть абсолютное благо, материальный мир – зло, целью
же является блаженное слияние в покое Иного. Для хилиастов же Иное
есть зло, материальный мир – есть абсолютное благо, целью является
преобразование материального мира творческим огнем человечества,
построение Царствия Божьего на земле. Гностики ведут мир и
человечество к регрессу, хилиасты желают развития мира и человечества,
гностики по сути фашисты, хилиасты – коммунисты, гностики желают
ввергнуть мир в состояние покоя смерти, хилиасты желают активного
преобразования мира.
По мнению Сергея Ервандовича, сущность
русской революции 1917 года в мессианском хилиастическом порыве русского
народа и именно хилиазм и метафизика творческого огня есть источник
всего благого в советском красном проекте в частности и в мире в целом.
Политическим
выводом из приведенной выше религиозной концепции для Кургиняна
является необходимость возврата коммунистов к изначальным
коммунистическим идеалам, которые заключаются в построении совокупным
человечеством Царства Божия на земле (богостроительстве). Совокупное
человечество должно стать Богом, и, став Им, преобразовать вселенную и
победить смерть.
Учение Сергея Ервандовича Кургиняна очень
многогранно и я осветил только те его моменты, которые существенны
именно для данной статьи. Далее я, как православный христианин, укажу на
отношение православия к рассмотренным Сергеем Ервандовичем богословским
вопросам. Безусловно, я не являюсь ни профессиональным религиоведом,
ни, тем более, богословом (кто чисто молится – тот и богослов) и сделаю
это в меру своих сил и своего понимания проблемы. В отличии от
приведенного выше пересказа основных моментов учения Сергея Ервандовича,
который необходим для того, чтобы неосведомленные читатели так же могли
понять о чем пойдет речь ниже, критика учения будет опираться
исключительно на конкретные цитаты из Сергея Ервандовича, которые будут
приводиться без купюр, по мере необходимости в таковых
О наличии Тьмы равной Богу и природе зла.
С.Е. Кургинян
Если религиозный человек хоть чуть-чуть философ, он понимает, что
источник развития – противоречие. С кем и чем вступил в противоречие
Творец, начав движение от несуществующего Творения к Творению простому и
продолжая движение от простого к сложному? В противоречии с кем и
чем это движение осуществляется? В противоречии между Творцом и Алефом –
тем, что «до». Но что же – до? Священный текст дает достаточно внятный
ответ – «и тьма над бездною». Если Тьма над Бездной, то она – «до».
Творец осуществляет развернутый во времени (сколь угодно особом, но
времени) акт Творения, вступая в противоречие с Тьмой, в которую он, как
остров в океан, втыкает свое Творение. Святой Василий Великий
Но
сказано: и тьма верху бездны. Опять новый предлог к баснословию, новые
основания к нечестивым построениям для тех, которые извращают слова по
собственным догадкам! Ибо не объясняют по обыкновенному, что тьма есть
какой-нибудь не освященный воздух, или место затененное от преграждения
света телом, или, вообще, место, лишенное света по какой ни есть
причине, но толкуют, что тьма есть злая сила, лучше же сказать, самое
зло, само от себя имеющее начало, противоположное и противодействующее
Божией благости. Если Бог свет есть (1 Ин. 1, 5), то сила Ему
противоборствующая, говорят они, в сообразность сей мысли, очевидно
будет тьма — тьма, не от другого кого имеющая бытие, но самобытное зло,
тьма, нечто враждебное душам, нечто производящее смерть, противление
добродетели. И в самых словах пророка, по ложному их разумению,
показывается, что тьма сия существовала, а не Богом сотворена. И на этом
предположении каких не построено лукавых и безбожных учений! Kaкиe
волцы тяжцы (Деян. 20, 29), расточающие Божие стадо, устремлялись на
души, ведя начало от сего краткого слова! Не отсюда ли Маркионы? Не
отсюда ли Валентины? Не отсюда ли мерзкая ересь Манихеев, которую, если
назовет кто гнилостью в церквах, не погрешит в приличии наименования? ... Бездна
— не множество сопротивных сил, как представляли себе некоторые, и тьма
— не первоначальная какая-нибудь и лукавая сила, противопоставляемая
добру. Ибо две силы, по противоположности одна другой уравнивающиеся,
непременно будут одна для другой разрушительны, и состоя между собою в
непрекращаемой брани, непрестанно будут иметь и доставлять друг другу
случаи ко вражде. И если одна из противоположных сил превосходить другую
могуществом, то делается совершенно истребительною для преодолеваемой
силы. Посему, если говорят, что сопротивление зла добру равносильно, то
вводят непрекращающуюся брань и непрестанное разрушение, поелику каждое
отчасти одолевает и одолевается. А если добро превосходить силою, то по
какой причине природа зла не истреблена совершенно? А если, чего и
выговорить невозможно... дивлюсь, как не бегут они сами от себя, будучи
увлекаемы в такие злочестивые хулы! Но неблагочестиво сказать и то,
будто бы зло имеет начало от Бога, потому что противное от противного не
происходит. Жизнь не рождает смерти, тьма не начало свету, болезнь не
содетельница здравия. Напротив того, хотя при перемене состоянии бывают
переходы из противоположного в противоположное, однако же в рождениях
каждая рождающаяся вещь происходит не от противоположного, но от
однородного. Итак спрашивают: если зло и не есть нечто несотворенное, и
не Богом сотворено, то откуда же имеет свою природу? А что зло
существует, сего не будет отрицать никто из причастных жизни. Что же
скажем на cиe? То, что зло не живая и одушевленная сущность, но
состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных
чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй
себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает
себя самого виновником собственного злонравия.
Святой
Василий Великий – один из столпов нашей церкви и безусловный авторитет в
вопросах веры. Его мнение по вопросу природы зла для нас на порядок
более авторитетно нежели мнение по данному вопросу Сергея Ервандовича.
Хочу, дополнительно, обратить внимание на два очень важных момента в приведенном отрывке из бесед святого Василия на Шестоднев:
Святой
Василий фразой «по собственным догадкам» абсолютно точно указывает
Сергею Ервандовичу на его основную методологическую ошибку. Сергей
Ервандович подходит к богословским проблемам как ученый, считая, при
этом, что трансцендентное познается разумом, о чем, прямо, но с
некоторыми оговорками в части особенности внеантропного опыта, С.Е.
пишет в книге Исав и Иаков. Однако, богословские проблемы могут быть
решены только с помощью Божьей, которой удостаивается далеко не каждый
(кто чисто молится, тот и богослов), а, отнюдь не посредством
исключительно изучения источников и размышления над ними (научный
метод).
Фразой «Ибо две силы, по противоположности одна
другой уравнивающиеся, непременно будут одна для другой разрушительны, и
состоя между собою в непрекращаемой брани, непрестанно будут иметь и
доставлять друг другу случаи ко вражде» святой Василий абсолютно точно
предугадывает выводы, которые следуют в политическом поле у С.Е. из
открывшегося ему понимания мира как антагонизма между Материей и Тьмой.
Это та самая мобилизационная сила «красной» метафизики, о которой так
много говорит в своих передачах Сергей Ервандович.
Более подробно с христианским взглядом на природу зла можно ознакомиться в статье митрополита Минского и Слуцкого Филарета «Проблема зла в православном богословии»
Процитирую оттуда только важный для нас в дальнейшем при рассмотрении истоков учения С.Е. Кургиняна момент.
Митрополит Филарет
Ошибка
всех концепций зла гностически-манихейского толка состоит в том, что в
них злу отводится место в самом бытии – или в тварном, или даже в
нетварном. Подобный дуализм противоречит христианскому пониманию
творения мира и происхождения зла. Выше приведена критика предлагаемой С.Е. картины мироздания с точки зрения православного христианства.
Однако, предлагаемая Кургиняном космология, не выдерживает и рационалистической критики. Современная
наука, в отличии от Сергея Ервандовича, рассматривает темную материю и
темную энергию всего лишь как разновидности материи и энергии,
неотъемлемую часть нашей вселенной, а не некое антагонистичное нашей
вселенной разрушительное иное.
Под ТМ/ТЭ понимают
материю/энергию не вступающие в электромагнитные взаимодействия с
обычной материей/энергией, но вступающие с ней во взаимодействия
гравитационные. Более половины массы нашей вселенной составляет масса
ТМ/ТЭ, которые неравномерно заполняют собой все "пустое" пространство
(например, вакуум, который, согласно, представлениям современной физики
представляет собой пространство, свободное от вещества, но заполненное
квантованным полем в низшем энергетическом состоянии). Подробнее о ТМ/ТЭ
с точки зрения современной физики можно почитать начиная отсюда и далее по списку источников. Проблема
изучения природы темной материи - это передовой край современной науки,
но, никто из известных мне ученых не рассматривает темную материю как
нечто антагонистичное нашему миру. Мало того, по одной из существующих
теорий темная материя - как раз и есть причина существующего расширения
вселенной, прилагаемая к "обычной" материи внешняя сила, топливо,
превращающее мир материи "обычной" в незамкнутую термодинамическую
систему, благодаря чему "тепловая смерть" вселенной (II закон
термодинамики, энтропия может только возрастать), согласно ряду
положений неравновесной термодинамики, откладывается на много миллиардов
лет, до завершения действия этого полезнейшего для материального мира
его движителя.
Впрочем, все вышеизложенное - прозрачно для
специалистов, а не для театрального режиссера С.Е. Кургиняна или автора
данной статьи - инженера-технолога. В любом случае, наука ни бояться
темной материи и темной энергии и видеть в ней корень зла, ни подымать
массы на борьбу с увеличивающейся энтропией не советует. В
политическом поле есть гораздо более актуальные задачи, нежели
перманентное преодоление собственных заблуждений и их всенародная
проповедь.
Буду благодарен за содержательную критику данной статьи.
В следующей части статьи мы поговорим о проблеме "богословия после Освенцима и Гулага"
|