Как известно, многие психологические теории подтверждают истинность Евангелия, а именно — глубину раскрытых там знаний о человеческой природе. Изучив книгу «Психология за 30 секунд. 50 самых любопытных теорий в психологии, каждая из которых объясняется за полминуты» (из-во «РИПОЛ классик»), мы выбрали 5, о которых стоит помнить каждому.
Прокомментировать духовные основы психологических теорий мы попросили катехизатора храма Казанской иконы Божией Матери поселка Шексна, поэта и публициста, автора блога «Дневник читателя» Николая Дегтерева.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Атрибуция — психологический процесс выявления причин происходящего. А главная ошибка заключается в том, что мы склонны объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поведение других — особенностями личности. Причина ошибки проста: мы прекрасно осведомлены о наших личных намерениях и обстоятельствах, поэтому склонны ссылаться на них; а вот о намерениях и обстоятельствах других людей мы знаем мало и судим, основываясь только на их поступках. Другими словами, «я опоздал, потому что не прозвонил будильник, а вот ты — из-за своей безответственности». Собственно говоря, на эту фундаментальную ошибку указывал еще Христос в Евангелии: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф 7:3).
Ошибка же возникает от того, что из-за грехопадения наших прародителей разум человека помутился, и он уже не может адекватно воспринимать и мир, и самого себя. Интересно, что даже психологическая теория называет это «ошибкой», а не, например, «особенностью» атрибуции. То есть сама теория признает, что человек — существо изначально психологически «испорченное». Христианская аскетика сохранила и способ исправления этой фундаментальной ошибки. Так, например, у монахов одна из главных добродетелей называется «трезвение». Тут речь, конечно, идет не об освобождении от алкогольной зависимости, а именно о трезвом, незамутненном взгляде на вещи и, прежде всего, на самого себя. Также помогают исправить эту «ошибку» неосуждение ближних и самоукорение.
Иллюзия собственного превосходства
Не очень важно, о каком качестве идет речь — от красоты и популярности до навыков управления автомобилем и способности к запоминанию, — люди, как правило, считают себя лучше других. Именно необоснованной самоуверенностью объясняются и человеческие слабости, взять хотя бы курение («Другие заболеют раком, а со мной ничего не случится»). Этот психологический феномен — склонность переоценивать свои возможности и способности — окрестили также «эффектом Озера Вобегон», в честь городка, придуманного радиоведущим Гаррисоном Кейлором. В 80-х он вел передачу на американском радио о жизни вымышленного города, пользовавшуюся бешенной популярностью. В Озере Вобегон «все мужчины сильные, все женщины хороши собой, а дети — ангелы».
В христианской литературе есть фраза, авторство которой трудно установить, так как мысль, в ней выраженная, присутствует почти у всех святых отцов. Фраза эта такая: «Гордыня — мать всех пороков». Она может принимать порой самые разные обличья. Матерью же она названа потому, что именно из-за нее в прекрасный мир, созданный Богом, вошло зло: именно из-за своей гордыни «светоносный» ангел Люцифер стал противником Бога, посчитав себя выше Его. По мысли отца Александра Шмемана, в человеке есть два источника греха — это плоть и гордыня.
Когда человек приходит креститься, священник, прежде всего, спрашивает его, готов ли он отречься от «сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всея гордыни его». Можно и еще привести множество цитат о том, что Церковь неустанно указывает на страшную опасность гордости. Причем, отметим это особо, гордыня далеко не всегда опознается человеком именно как грех, настолько глубоко она укоренена в человеческой природе. Подтверждает это и вышеназванный «эффект Озера Вобегон». В данном случае психологическая теория солидарна с тем, что христианам стало известно еще 2000 лет назад.
Нейропластичность
Нейропластичность — способность мозга изменяться в ответ на наши действия и полученный опыт. Исследования нейробиологов доказали: наши мысли и поступки способны изменить структуру мозга. Яркие примеры: у лондонских таксистов, которые всю жизнь лавируют по городу, увеличен участок мозга, ответственный за навигацию; у слепых людей «ненужные» им участки мозга, которые обычно отвечают за зрение, заняты другими чувствами. Мы способны менять ход наших мыслей и развивать наши способности на протяжении всей жизни, а поддержание умственной активности на достаточно высоком уровне поможет сохранить ум гибким и в старости.
Интересно, что слово «покаяние» — по-гречески «метанойя» — означает «изменение, перемена ума». А ум, по обычным человеческим представлениям, «находится» в мозгу. Хотя в христианской литературе и слово «ум», и слово «покаяние» имеют множество оттенков смысла. На начальном этапе от христианина действительно не требуется изменения всей жизни — хотя бы взгляда на мир, на себя, на Бога. Интересно также, что одна из христианских добродетелей носит название «богомыслие». Это такое состояние, когда человек может всегда думать о Боге. Человек, согласно церковному учению, «удобоизменчив», причем как в лучшую, так и в худшую сторону. И измениться он может колоссально: мы знаем многих святых, которые до встречи с Богом совершали очень страшные грехи — убийства, акты насилия. А позже изменились настолько, что их не узнавали даже бывшие друзья.
Эффект плацебо
Одно лишь ожидание, что лекарство поможет, запускает целительные физиологические процессы в мозге и организме. У эффекта плацебо есть злой близнец — эффект ноцебо. В этом случае ожидание боли или вреда становится самосбывающимся пророчеством даже в отсутствие явного физического воздействия. Эффект плацебо и исцеление по вере — это совсем разные, диаметрально противоположные вещи. Потому что в первом случае организм исцеляет сам себя (пусть и обманывая себя), а во втором — действует Бог. Единственное, что роднит эффект плацебо и исцеление по вере, так это тот факт, что не все в нашем мире подчиняется законам природы: и в том, и в другом случае исцеление — это чудо, но происходит оно, повторимся, по совершенно разным причинам.
Правда, в духовной жизни есть другой момент, подобный эффекту плацебо, — это состояние «прелести». Так, например, некоторые западные святые могли так интенсивно представлять себя распятыми (вместе или рядом со Христом), что на их руках появлялись так называемые стигматы — кровоподтеки, напоминающие раны от гвоздей. Появление этих стигматов — тоже чудо, и католиками оно расценивается как сверхъестественное. Однако духовная жизнь самих носителей стигматов заставляет предположить, что раны на их руках и ногах — это не следствие вмешательства Бога, а результат самовнушения, которое мы сегодня могли бы объяснить эффектом плацебо (или же ноцебо — возможно, этот эффект тут даже больше подходит).
Ошибка подтверждения Уосона
Эксперимент, известный как «задача выбора Уосона» и другие исследования доказывают, что наше стремление найти подтверждение своему мнению делает нас предвзятыми. Люди склонны искать доказательства, подкрепляющие их существующие убеждения. Эта «ошибка» также есть следствие гордыни. Если человек заранее считает себя правым, то он, естественно, будет отстраняться от всякой информации, не вмещающейся в прокрустово ложе его правды. Эта «ошибка» в духовной жизни — явление чрезвычайно опасное: именно она является началом любой ереси, раскола и секты.
Из Библии, как известно, можно вычитать все, что угодно. И вот сектанты (в самом широком смысле слова: в православии их не меньше, чем в иных сектах) тем как раз и занимаются, что выискивают в Библии подтверждение их собственной позиции, которая в данном случае является предшествующей изучению Библии. И, естественно, находят эти подтверждения. Поэтому, в частности, бессмысленны любые богословские споры, основанные на цитировании Писания: Писание можно повернуть и так, и этак, найти цитаты порой взаимоисключающие.
Поэтому для правильной духовной жизни нужно, как это ни парадоксально прозвучит, всегда сомневаться в своей правоте. М. М. Бахтин говорил, что по-настоящему религиозный человек всегда находится на грани между верой и неверием. Может, он и не совсем прав, и мы действительно не должны сомневаться в существовании Бога, в Его любви к нам. Но все остальные наши «правды» необходимо ставить под сомнение. Иначе они могут стать идолами.
Марина Цветаева однажды написала: «Я знаю правду! Все прежние правды — прочь!» Вот так и в духовной жизни: перед правдой Бога все наши человеческие «правды», сколь бы они ни были нам любы, должны пойти «прочь», даже если нам это будет неприятно. Только таким способом человек сможет избавиться от «ошибки подтверждения Уосона» и обрести подлинное знание от Бога.
|