После того как блаженный Андрей рек это, они поцеловали друг
друга святым лобзанием и сели в скрытом месте нартекса, и начал блаженный
наставлять Епифания в церковном устройстве, говоря: "Знаю я, о дитя, что ты,
стремясь к спасению, прилежен в Господних наставлениях, тем не менее, я умоляю
тебя принять и наше увещевание. Добавь, о дитя, еще больше слез для очищения
своей души и тела, чтобы стать по справедливости любящим добро; добавь
кротости, чтобы ты сделался сердцем чист, чтобы ты стал святым, непричастным
злу, как повелевает избранное орудие, божественный Павел. Да, мой свет, моя
радость, моя красота, наслаждение и ликование, добавь в своей жизни и другую,
еще большую стойкость, достоинство, доброту, еще более удивительный разум,
непрестанную молитву, непритворную любовь, благоразумие и скромность. Вместе с
тем стань сострадательным, возлюби бедность, отшельничество, Бога и добродетель;
поощряй молчание, стойкость, постоянство, не суди, не порицай, не злословь; будь
незлобивым, лишенным тщеславия, скромным, незаносчивым, дабы возвеличил тебя
щедрый Господь пред ликом всех своих святых и безграничных тех сил. Еще
настойчивей приобщайся к действенным благодеяниям, чтобы Бог, возлюбив тебя
еще больше, возвысил, прославил и почтил тебя. Сдержи себя ради большего
благочестия, воздержности и старания, чтобы тебя сочли достойным той почести,
которую ты, милостью Божией, намереваешься принять, ни с какой стороны не
навлекая на себя позор. Остерегайся возвещать об этом кому-либо, и Господь
пребудет с тобою".
И как только праведник высказал это, они встали и вошли внутрь
церкви. Когда же началось чтение, Епифаний сел на скамью, а блаженный, как один
из бедняков, - на пол, прикрыв свое тело дешевыми лохмотьями. И вот, когда он
сел на землю, находящиеся там заметили его и стали говорить: "Что это случилось
с бесноватым, что он пришел сюда?" И некоторые отвечали: "Возможно, он ненадолго
освободился от мучившего его злого духа". А другие: "Случилось ему проходить
мимо, вот он и заглянул сюда, а потом и вошел, как будто в дом, потому что как
он мог узнать, что это церковь? Пусть бы Господь сделал такое же тому, кто
сотворил с ним это!"
А праведник заметил демона небрежения, строившего козни и
пытавшегося с помощью каких-то уловок вытолкнуть кое-кого из церкви и сделать их
непричастными к дару Господнему, напоминая им о заботах и обязанностях до
окончания службы и приговаривая: "Уйди отсюда, чтобы выполнить свою работу: ведь
в том не будет греха, если предстоит работа". Внушая это, дьявол, враг
справедливости, многих заставил уйти до окончания службы, поскольку не пришло
им на ум речение Спасителя, сказанное в Евангелиях: "Не заботьтесь для души
вашей, что вам есть и что пить, ни во что одеться, ищите же прежде Царствия
Божия" и так далее. Заметил он также, что демон безразличия и сонливости строил
там козни и тех, кто во время чтения сидел и слушал божественные слова,
повергал в дремоту. Наблюдая же за уловками гнусного демона, праведник впал в
ярость и сказал про себя: "Гнусный и пагубный демон, как смеешь ты, пользуясь
мраком своей пустоты, делать нас непричастными к слушанию божественных слов,
погружая нас в сон безразличия? Но ты, Господин сил небесных, излей на них
<демонов> Свой гнев и низвергни их". И как только он это вымолвил, вырвался из
алтаря язык пламени и испепелил их. А те, которые под их воздействием были
охвачены сном, тотчас пришли в себя и вняли чтению.
Когда же утренний гимн закончился, Епифаний поцеловал святого и
ушел к себе домой. Вспоминая наставление праведника, он в течение всего дня
удивлялся тому чуду и, оставшись один в своей комнате, исторг глубочайшие стоны
из своего сердца и промолвил: "О, каким светочем владеет сей царствующий град и
не ведает об этом, ибо истинно сказал Господь об увлеченных делами земными, что
"глазами смотреть будете - и не узрите", а ведь мы видим, как почти то же, что
случилось с Христом во время Его жизни на земле, ныне творится с Его слугою".
Итак, этою ночью молил Епифаний прояснить ему то, что творилось
с праведником, какой считает Бог службу его, каким он видит его в этой жизни и
каков он в Царствии Небесном. Уснув ненадолго, видит Епифаний во сне прекрасную
равнину, поросшую растениями неведомыми, и одни были сухими, другие выжженными,
на третьих вместо плодов были шипы, четвертые же весьма плодоносны, со сладкими
плодами, и одни имели плод горький и зловонный, другие же были покрыты одними
листьями, а третьи несли на себе увядшую листву. Было же среди них одно красивое
дерево, плодоносное, весьма высокое видом, ветви его были очень пестрыми, ибо
кто какой плод стремился получить с него, тот непременно находил, что взять.
Так вот, прильнув взором к этому дереву, пристально смотрел на него юноша, в
высшей степени достойный почтения, трепеща и недоумевая, что бы это могло быть.
Тогда он приблизился к нему и увидел ласточку, весьма величавую, сидевшую в
ветвях дерева. Она, однако же, не была полностью ласточкой: ведь от головы до
груди у нее была наружность ласточки, а со стороны лица она имела облик соловья.
И странное диво: иногда она щебетала, как ласточка, а иногда пела предивно, как
соловей. Когда же чудесная ласточка села в глубине того грозного дерева, напевая
сладкозвучно, слетело туда с неба птиц, услаждавших своими голосами, больше,
чем звезд. И так был изумлен Епифаний этим красивым деревом и непрестанным
пением столь прекрасной птицы, что от радости несказанной оросил лицо свое
слезами.
Но покуда мальчик стоял, разглядывая то дерево и птицу, появился
перед ним благовидный старец, в белые одежды облаченный, и, взглянув на
Епифания, произнес: "Тебе говорю, юноша: кто доставил тебя сюда без моего
повеления?" А тот отвечает ему: "Внемли рабу своему, о досточтимый отец! Пройдя
этим путем, ведущим вперед, столько, чтобы прибыть сюда, я увидел это красивое
дерево, стоящее перед нами, и, очарованный в мыслях его видом, я, как видишь,
так и стою, взирая на ту, чей сладчайший голос ты и сам слышишь. Но прости меня
и обыщи здесь же, если у тебя есть хоть какое-нибудь подозрение, что я украл
плод с этого дерева". Говорит старец: "Посмотри на этого неблагодарного, как он
говорит о том, чего не знает, отрицая это: разве не видел я, что ты взял от
плода его и съел, да еще усладил себя до насыщения?" Он же стал клясться,
утверждая, что ни крохи не брал с него. Затем молвил старец: "Прекрати лгать,
юноша, ибо я не упрекаю тебя за то, что ты взял и съел, ведь и я пребываю в
радости, следя за тем, чтобы кто-нибудь вкусил от него и насладился; теперь идем
со мною, я могу показать тебе кое-что новое".
И вот последовал за ним Епифаний. Старец же тот держал Евангелие
в правой руке и кусок папируса в левой. А когда миновали они те места, то
достигли внутреннего двора, наполненного светом, на котором стоял дворец, из
солнечных ветров построенный, и они, не спросясь, вошли в него. Охваченный
трепетом и страхом, Епифаний был потрясен красотой и благолепием сего чертога.
Они вошли в один из предивных покоев. А там странные и невероятные творились
чудеса, недоступные пониманию. Ведь там находились ужасающие престолы,
сверкавшие огнем. А на одном из них восседал на несказанной высоте какой-то
грозный и неописуемый Царь, сиявший как солнце, и огненные круги от лика Его
исходили, так что из-за великой Его славы, и блеска, и сияния даже сам эфир
светился. Вокруг него стояли мириады мириад и тысячи тысяч легионов и войск -
херувимы, серафимы и силы небесные, и были они подняты на огромную высоту. И вот
когда вошли они внутрь, страх и трепет овладели Епифанием. Тогда они пали пред
тем Царем, выказывая ему почтение в течение подобающего времени. А когда они
поднялись, Царь сказал тому почтенному старцу: "Тот ли это юноша, который
просил нас дать ему откровение о возлюбленном нашем, о блаженном Андрее?" И
старец, объятый великим страхом, ответил: "Он это, как приказал Ты, Владыка". И
промолвил ему Царь: "Смотри, то дерево, которое он рассматривал и на котором
находились всякого вида плоды, стало образом слуги моего: ведь он явил мне
преданность, подобно тому как то древо явило ему свою красу. А птица, которую он
узрел как ласточку и соловья, есть душа слуги Моего, который приносит Мне в дар
приличествующие Мне песнопения вместе с непрекращающимися славословиями, так что
находят в нем отдохновение божественные рати бестелесных. Сказал же он, будто
не вкушал от плода того: и все же он в избытке насытился им с того дня, как
обратил взор на Андрея и познакомился с ним. Сказал он, что хотел узнать, каков
тот в Царстве Божием: подними его, отведи в блеске Моих святых и покажи ему
схожий по виду образ в соответствии с чином святых".Тогда взял его предивный тот
старец и отвел в покой, который был как вспышка молнии. И вдруг вышел оттуда
блаженный Андрей, как на картине, обликом поразительно похожий на того Царя, с
лицом, сверкавшим, как солнце. Руки его на вид были как янтарь, ноги обуты в
молниевидные сандалии, а одежды были пестрые, будто сотканные из солнечного
луча или из молниевидного луча, или из молнии. А на голове его был венок, и
крест из царского венца был на лбу его; в своей левой руке он держал скипетр, и
было на нем начертано: "Свят, свят, свят", - а в правой руке держал крест. И
вот, когда увидел все это Епифаний, удивился он чудесам, которые ему показали. А
старец молвил: "Что ты удивляешься, увидев лишь сон? А когда узришь явь, что
будешь делать? Смотри: ведь тебе воистину был явлен блеск слуг Божьих и, как ты
и просил, исполнилось желание твоей души. Теперь же поспеши и сам, чтобы не
лишиться Царствия Небесного ".
После того как старец рек ему это, он проснулся. В церкви канон
был уже наполовину прочтен. Осознав же наедине с собой все увиденное, он впал в
ужасный трепет и, удивленный видением, молвил: "О я, несчастный, ибо, будучи
человеком, обращенным ко греху и нечистым, я был удостоен видеть своими глазами
Вседержителя Господа Иисуса Христа, равно как и красоту слуги Его". Сказавши
это, пошел он в церковь, дабы завершить канон. А с наступлением утра, с первого
до третьего часа, молясь со слезами великими в своей постели, возблагодарил он
Бога, открывшего ему неясное и тайное из несказанной Своей мудрости. А
поднявшись, пришел ко мне, ничтожному, дабы поведать мне все вышесказанное в
невыразимом страхе и уничижении. И была изумлена душа у меня, услышавшего
такое, и, пораженный, вскричал я тут же: "Какой Бог велик, как наш Бог? Ты есть
Бог, творящий чудеса!".
29. О ПОМОЩИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ.
А блаженному, в обычае которого было бороться одному, бродя в
ночных скитаниях, случилось оказаться вблизи некой часовни главных святых
апостолов Петра и Павла, которую, как говорили горожане, построил царь
Константин, пребывающий во святых. И вот когда он проходил мимо, - а ночь была
безлунной и облака скрыли звезды на небесной тверди, - довелось ему набрести на
яму, образовавшуюся посреди дороги то ли из-за растекшейся воды, то ли каким-то
иным образом - Бог знает. И когда блаженный проходил поблизости, с позволения
Бога, вдруг сатана, обернувшись эфиопом, опрокинул его и сбросил в илистую яму.
Но он сразу же закричал: "Апостолы Христовы, осветившие огненным учением весь
мир, помогите ничтожному слуге вашему, вызволите его из глубочайшего рва!" И
тотчас явился со стороны часовни крест, повисший в воздухе, как пламя, посылая
в яму к блаженному отблески света. Увидев его, он сразу воскликнул: "Да явится
нам свет лица Твоего, Господи!" Внезапно появились два весьма красивых
человека, несомых по воздуху, один с этой, а другой - с той стороны, пока
светоносный тот крест стоял в воздухе и излучал сияние, и, взяв его - один за
правую руку, а другой за левую, - извлекли из грязной ямы (а ведь он увяз в ней
по колено), поставили на ровную землю и тотчас исчезли с глаз его.
Крест же продвигался перед ним по воздуху и не переставал
освещать его путь, пока он не вошел в портик. Тогда, обернувшись, чтобы
посмотреть, куда направится тот божественный крест, он увидел вдруг, как тот,
словно на золотых крыльях, был поднят в вышину над серединой города; во время
же своего восхождения он испускал в воздух огненные лучи. А когда тот крест
скрылся из виду, он стал посреди улицы, лежавшей на его пути, и увидел: вдруг та
часовня главных апостолов, с соизволения Божьего, преобразилась в пятиглавый
храм, прекрасный и неподражаемый по своей величине и облику. Узрел он также
Господа в середине храма, восседающего на троне, и херувимов и серафимов вокруг
Него, стоящих в страхе и трепете вместе со всей ратью сил небесных. Святой же,
протянув к Нему руки, воскликнул: "Вспомни обо мне, Господи, в Царствии Своем!"
Так в тот самый час предрек он преобразование к лучшему этого храма, сказав: "По
прошествии времени воссоздаст его благочестивая власть в таком виде, в каком я
его увидал",
30.
А в то время случился в Царице городов великий мор, и можно было
видеть, как блаженный среди улиц и переулков города, а также в портиках сидит
на земле, громко рыдая и причитая: ведь он молил человеколюбивого Господа
простить наши прегрешения, сжалиться и остановить ужасный мор. Проходившие в то
время мимо глядели на него, таким вот образом распростертого, и говорили:
"Посмотрите, как он причитает и оплакивает свою матушку, недавно скончавшуюся".
Другие же: "Глянь, как этот сумасшедший оплакивает свои грехи: как гласит
Священное Писание, можно и от демонов проливать слезы; о, если бы какой-нибудь
христианин пролил такие слезы, что потопил бы бездну собственных грехов!" А иные
говорили: "Кто знает, не оплакивает ли он свою судьбу, вновь оказавшись в
здравом уме?" И с этими словами они удалялись.
А раб Божий не прекращал со слезами творить молитву, до тех пор
пока не остановил бедствие. И увидел он себя впавшим в экстаз и находящимся пред
рабом Божьим Даниилом в Анапле: а ведь и он, находясь на открытом пространстве,
боролся, творя бесчисленные чудеса во славу Божию, из-за которых и царь Лев со
своей Августой неоднократно приходил к нему ради молитвы. Теперь же праведник,
погрузившись в видение, оказался там, а святой Даниил, глядя на него, будто в
шутку, говорил: "Сюда, прекрасный бегун и почитаемый стадиарх, среди толпы
сияющий ярче солнца, подойди и давай вместе попросим Господа, ибо Он
милосерден, великодушен и многомилостив, чтобы Он избавил Царьград от гибели". И
как только они воззвали к Богу, тотчас сошел с неба огонь и поглотил какого-то
эсриопа, руки которого были почерневшими, полными крови, изливающими гибель. И
вот, поглотив его, огонь тот стал толкать его через воздух и, давя на него,
изгнал из Царствующего Града и его пределов: таким образом бедствие было
остановлено.
31. О ГРАБИТЕЛЕ.
Через несколько дней умерла дочь одного знатного господина, а
была она девицей и вела достойный образ жизни. Поскольку у отца ее было владение
за городом, она молила похоронить ее в часовне, находящейся в винограднике, и,
когда она скончалась, понесли ее к указанному месту. А в это время был там
грабитель, который похищал погребальное одеяние умерших. Он становился
неподалеку и высматривал, где собирались хоронить умерших, а когда все
удалялись, он, раскопав могилу, крал погребальные одежды. И вот теперь, когда он
увидел траурную процессию той девушки и в каком месте она была похоронена,
захотелось ему и с ней сотворить подобное. Однако случилось, что блаженный
Андрей проходил мимо этого места, творя ради Христа то, что было у него в
обычае. И вдруг он своими мысленными очами распознал в душе порочную цель этого
подлеца и, желая помешать его замыслу, подошел поближе, грозно посмотрел ему в
лицо и промолвил: "Это говорит Дух Святой пожирающему облачение тех, кто лежит в
могиле: "Больше не взглянешь ты на солнце, больше не увидишь ты дня, больше не
узришь ты человеческого обличил, ибо затворятся окна дома твоего и не откроются
снова, и покроется мраком день, и не будет рассвета вовеки"". А тот, выслушав
все это, не внял сказанному праведником и, ни о чем не заботясь, пошел дальше.
Святой, однако, посмотрел на него и сказал: "Иди, дурак, кради, но, клянусь
Иисусом, больше не увидишь ты солнца". Он же, на этот раз поняв сказанное ему,
высмеял праведника, говоря: "Да, сумасшедший, твои слова непонятны и сравнимы с
демоновыми; я пойду туда и посмотрю, действенны ли они". А святой прошел мимо,
посмеиваясь.
И вот когда наступил вечер, этот несчастный, чувствуя себя в
безопасности, пришел, откатил камень от могилы и проник в нее. И сначала он
снял покрывало девушки, а затем и саван. Забрав наконец все это, он захотел
удалиться, но человеконенавистный демон внушил ему снять также и ее рубашку и
оставить тело обнаженным, что он и сделал. Но с соизволения Божьего (сколь
неизъясним этот рассказ!), дева, подняв свою правую руку, дала ему пощечину, так
что внезапно оба его глаза ослепли. И тогда ужасный трепет и ни с чем не
сравнимый страх охватили его, так что челюсти его задрожали, также и колени. И,
раскрыв свои уста, мертвая дева произнесла следующее: "О жалкий и несчастный,
пусть ты не устрашился ни Бога, ни святых ангелов его, но хотя бы, как мужчина,
ты должен был устыдиться созерцания обнаженного женского тела, удовольствоваться
тем, что взял ранее, и, по крайней мере, оставить на моем теле эту дешевую
рубашку. Однако, безжалостный и жестокий ко мне, ты захотел, чтобы я выглядела
смешной для всех святых дев во время Второго Пришествия. Смотри, теперь я
покажу тебе, чтобы ты больше не воровал, а также чтобы ты знал, что есть Бог
живой Христос и есть суд и воздаяние живущим даже после смерти, и что пребывают
в радости любящие Бога". Сказав это, девушка поднялась и, взяв рубашку, надела
ее, также и саван, и, взяв покрывало, завернулась в него и промолвила: "Ты
один, Господи, дал мне обитель для упования". Она возлегла и в то же самое время
упокоилась в мире. А тот глупец едва смог найти ограду виноградника и выйти и,
находясь вблизи широкой улицы, наощупь, от стены к стене, он дошел до ворот. А
желающим узнать причину его ослепления, он отвечал то одно, то другое, но не
так, как было; позднее же раскаялся и рассказал всю правду.
С той поры он стал просить подаяние и таким образом добывал себе
каждодневное пропитание. Но часто он садился и так говорил себе: "Проклятие
тебе, ненасытная глотка, ибо из-за тебя и из-за чревоугодия своего получил я эту
слепоту". И снова говорил: "Кто роскошествует до пресыщения и ворует, тот и
терпит позор", А в то время отреклись от сатаны многие, с которыми совершилось
то, от чего и он пострадал, и стали они честны и нравами и делами. Вспоминая же
пророчество святого и восхищаясь, он удивлялся и славил Бога.
В один из дней в середине Великого Поста святой забавлялся на
мостовой Форума и, по своему обычаю, то бегал, то танцевал. Оказавшись напротив
больших ворот Сената, он стал рассматривать находившихся на них "ремненогих". А
один из прохожих увидел, как святой пристально смотрит на них, и дал ему
затрещину, говоря: "Что стоишь и смотришь, придурок?" А блаженный ему в ответ:
"Болван, я стою здесь и рассматриваю видимые идолы, а ты сам в душе своей
"ремненогий", змий и порождение ехидны: ведь стержни души твоей и духовные
стопы сердца твоего вывернуты и шествуют в ад. Смотри, ад уже разверз свою
пасть и ждет, чтобы поглотить тебя, распутника и развратника, ежедневно
приносящего жертвы дьяволу". И как услыхал это человек, тотчас затрепетал и стал
размышлять про себя: "От Бога ли он узнал это или от демонов? Но откуда он
знает Бога, безумный и сумасшедший человек?"
А блаженный удалился от этого места и двинулся по мостовой
Форума, на которой сидели торговки, продающие дорогие украшения. И вот, став
там и пристально глядя на товар, он сказал: "Ай-ай, солома и пыль!" Тогда
некоторые из находившихся там, не понимая, стали говорить: "Что это болтает
юродивый?" И одни смеялись, другие издевались над ним, третьи же били его по
шее, толкая и оплевывая. Наконец, когда праведник стоял и обозревал весь Форум,
какой-то старик, проходя мимо, спросил: "Чего ради, дурачок, кричишь ты "солома
и чепуха"? Ведь если ты продаешь солому, ступай в Анемодулий и там продавай ее
". Отвечает ему святой: " Иди, глупец, и позаботься о том, какая могила примет
тебя через три дня". И как сказал ему святой, так и вышло: ведь через три дня
оборвалась его жизнь. А в то время как Андрей бросал пристальные взгляды то
туда, то сюда и кричал, какой-то юноша мягко спросил у него: "Во имя Бога
небесного, скажи, на что ты смотришь, стоя здесь?" А он говорит: "Я наблюдаю
сон, о дитя, ибо эта суетная жизнь - тень и дым". И, вымолвив это, он убежал
оттуда и явился в Ставрий.
32. О МОНАХЕ В СТАВРИИ.
Придя туда, он нашел одного монаха, прославляемого за
благочестие, который вел с другим монахом разговор, как казалось, о пользе души.
В жизни своей он и вправду был благочестив и благопристоен, выполнял все,
подобающее монахам, и грех имел лишь один - скупость. А некоторые горожане,
исповедуясь в своих грехах, отдавали ему довольно много денег для раздачи бедным
ради спасения своих душ; он же, побеждаемый жадностью, ничего из этих денег
никому не отдавал, но берег все в своей сокровищнице и, таким образом, жил
заботами лишь о своей жизни, а не о Христе. Поэтому, охваченный сребролюбием, он
радовался, созерцая свое богатство. И вот блаженный Андрей явился туда и,
украшенный даром внутреннего зрения, заметил ужасного дракона с тремя головами,
обвившегося вокруг шеи монаха: хвост свисал до самых ног его, а головы были:
одна - скаредности, другая - безумия, третья - бессердечия. Когда, наконец,
праведник увидел это, он с удивлением приблизился к монаху и стал рассматривать
форму дракона. А тот, думая, что это бедняк, надеющийся получить что-нибудь от
него, говорит: "Бог явит милость тебе, брат". Святой же отошел от него на
небольшое расстояние и увидел вокруг него надпись темными буквами, висящую в
воздухе: "Дракон сребролюбия, корень всех беззаконий". Тогда, заглянув за него,
он увидел каких-то двух евнухов, творящих суд над ним. И был один из них
черный, с мрачными глазами, а другой белый, сияющий ярче солнца. И тот черный
сказал сверкающему ангелу, охранявшему его: "Напрасно ты опекаешь этого монаха и
охраняешь его, ибо он в первую очередь моя добыча, потому что он выполняет мою
волю: ведь немилосердный и сребролюбивый не имеет ничего общего с Богом, но,
будучи привержен второму идолопоклонству, поистине служит мне, и подчиняется
мне, и должен быть прежде всего моей добычей". Тогда говорит другой: "Отойди,
нечистый, от наследия Иисуса Христа: ведь это мне назначено обладание
первенством над ним, потому что он соблюдает пост, совершает молитву, он
незлобив, мягок, скромен и спокоен". Так судились между собой эти двое, и не
было мира меж ними. Наконец черный сказал: "Ведь что рек Судия, когда говорил:
"Послушайте, каковы сребролюбцы и те, которые не считаются с чужим мнением"?
Разве не милосердных он призывает, имеющих сочувствие и сострадание и
человеколюбием своим похожих на Него?" И ответил ангел: "А что имеет в виду
Господь, когда говорит: "На кого я призрю, если не на кроткого, спокойного и
трепещущего пред словом моим"? и что "блаженны кроткие, блаженны чистые
сердцем" и подобное этому?" Отвечает черный: "Посмотри-ка, как он дрожит при
словах: "Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы" и "Будьте милосерды, как
и Отец ваш Небесный милосерд", и еще при сказанных в другом месте: "Милости
хочу, а не жертвы" и "раздели с голодным хлеб твой" и при многих других
предписаниях Бога, которые я не смогу выговорить, как омерзительные для меня,
потому что они против меня и направлены. Стало быть, как можешь ты хотеть
завладеть правом первенства над ним?" И тогда ответствовал ангел света:
"Сегодня суд великий между нами, и я не отступлюсь до тех пор, пока не спросим
мы Судию". Черный был раздосадован, когда услышал это, и сказал одетому в белое:
"Поскольку Человеколюбец начинает с человеколюбия и заканчивает добром, ты и
прибегаешь к Богу; и я знаю, что Он вынесет свой приговор против меня, и
отказываюсь, ибо такая цель мне не по нраву". Ангел же Господень сказал ему:
"Лжец и обманщик! Неужели Тот, Кто установил закон, чтобы сыны человеческие
судили справедливо, не потворствовали бедному в суде и не угождали лицу
великого, будучи Сам пределом мудрости и справедливости, как раз теперь, ради
тебя, гнуснейшего, станет творить безрассудства в этом суде? Давай-ка, в самом
деле, с помощью Божьего суда, либо убеди меня в своей правоте, либо подчинись!"
Осмелев от этих слов, черный выразил согласие, чтобы решение их вопроса исходило
от Господа; и после того как они повернулись на восток, блистающий тот юноша
вопросил Господа о том, что было у них предметом разногласий и споров; а тот
черный хоть и взглянул вместе с ним на восток, но сразу после этого повернул
свое лицо на запад. И вот как только ангел Господень задал вопрос, тотчас с
небес раздался голос, промолвивший: "Я отдал приказ своим апостолам, сказав:
"Примите Дух Святой, и кому простите грехи, тому простятся", однако я не
говорил друзьям моим: "Возьмите деньги вместо Духа Святого, и тогда простятся
людям прегрешения их"; и поэтому нет в том монахе ничего для тебя, ибо Царство
мое, и жилище, и прибежище - для милосердных". Когда прозвучал этот голос,
ангел Господень уступил тому черному право первенства, а сам, поклонившись,
удалился от монаха.
Увидав все это, блаженный удивился в душе, почувствовал
головокружение и задрожал, потому что лукавый тот демон победил ангела света
при помощи Писания. И к самому себе обратился: "О злорадство гнусного демона!
Ведь мы побиваемы нашим же оружием, ибо даже сей осквернитель и разбойник
искушен в Писании!" С этими словами он направился в одно место, через которое
должен был пройти монах, и, сев там, стал поджидать его. Наконец он заметил,
что монах идет совершенно один, и очень обрадовался, ибо именно об этом и
молился. Он поднялся и пошел ему навстречу. Но дьявол, конечно, прознал, что
блаженный явился ради исправления того аввы, и, встревожившись, начал кричать:
"Опять, Андрей ты идешь против меня? Или, думаешь, я удивлен, что за некоторое
время до этого ты стоял и слушал судебное разбирательство, желая, конечно,
сотворить мне что-нибудь ужасное? Так вот, уходи отсюда и не своевольничай
здесь, попирая справедливость; что тебе за до этого аввы? Ведь он не приятель
тебе, ты даже не видел его вплоть до этого самого часа; не родственник он тебе,
и не нуждается в твое" наставничестве. Итак, уходи отсюда и не вреди мне!" Пока
этот пустохвал был занят нападками и болтовней, блаженный молчал, не говоря ни
слова. Но когда монах приблизился к нему, святой, сотворив со слезами молитву,
посмотрел во все стороны и, никого не увидев, схватил монаха правой рукой,
загородил ему путь и сказал "Прошу тебя, выслушай терпеливо меня, раба своего, и
с милостивым расположением прими простые мои слова, ибо скорбь великан
приключилась со мною из-за тебя, и от боли я не могу больше терпеть. Ради чего
ты, будучи другом Бога, стал также и слугою дьявола? Каким образом, имея крылья,
как серафимы,[8]
ты позволил сатане обрезать их под корень? Как же, будучи светозарным, стал ты
обличием темен? Увы, имея глаза, подобно многооким, ты был ослеплен драконом, и,
подобен солнцу, погрузился, мрачный, в ночь. Ради чего, брат, предал ты смерти
свою душу? Зачем сделал другом своим дракона сребролюбия? Знаешь ли ты, чей
образ представляет твое одеяние? Разве ты не понимаешь, как монах должен жить?
Почему ты желаешь денег? Зачем ты стал нагромождать и копить их? Каким образом
ты завладел ими и приготовил себе погибель? Почему! ты желаешь денег, которые
после твоей смерти достанутся как раз тем, кому ты не хочешь их оставлять, или
врагам твоим? Разве они происходят от трудов твоих, и ты бережешь их, дабы они
были похоронены вместе с тобой? Разве ты получил их, выкопав двузубой киркой,
чтобы прокормить своих детей? Неужели они достались тебе как плата за
выполненную работу? Или ты получил их от родителей? Как можешь ты хранить чужие
грехи и мучаться от жадности? Другие хотят пить и есть, замерзают до смерти, а
ты при этом радуешься, глядя на кучу денег? Это ли признаки покаяния? Это ли
образ жизни монахов, и бедность, и удаление от суетных забот? Так-то ты
подражаешь Богу? Так-то ты отрекся от мира и того, что в нем? Так-то ты распял
себя ради мира и его желаний? Разве ты не слышал, как Господь говорил: "Не
владейте ни золотом, ни серебром, ни сумою, ни посохом, ни двух одежд не
имейте"? Я поражаюсь, как предал ты забвению заповеди эти! Смотри, сегодня или
завтра мы достигнем предела жизни, и кому достанется то, что ты заготовил?
Неужели не видишь дьявола, который стал и занял преддверие твоей души, а
охраняющий тебя ангел стоит поодаль, опечаленный? Вот, брат, гнусный дракон
сребролюбия обвился вокруг твоей шеи, а ты и не видишь, и великое он нашел в
тебе утешение. Слушай же, дабы я мог закончить свою речь: я, ничтожный, проходя
мимо, услыхал голос Господа Бога, отвергающего тебя и говорящего следующее:
"Мое Царство есть Царство милосердных, тогда как его и подобных ему презирает
душа Моя". Но прошу тебя: внемли мне и раздай свои деньги нуждающимся, вдовам и
сиротам, беднякам и чужестранцам, и не имеющим, куда голову преклонить, и
борись за то, чтобы при помощи благодеяний своих стать другом Бога, ибо в том и
заключен смысл монашеского призвания, чтобы вовсе ничего не иметь в этой жизни.
Не бойся же того, что тебе будет недоставать хлеба или чего-нибудь из того, что
необходимо посвятившим себя Богу: ведь кормятся от Него и неверующие, и
развратники, и прелюбодеи, и неблагодарные; не будут ли гораздо большими
благами наделены те, которые служат Ему? Смотри, не пропусти мимо ушей мои
слова: ведь я позвал тебя, прежде всего, потому, что не будет у тебя другой
такой возможности, и, если ты не послушаешь меня, клянусь Иисусом, я отдам тебя
сатане на погибель твоей плоти". И, повернувшись, показал ему дьявола. И вдруг
открылись духовные его очи, и узрел он его в облике черного эфиопа, и как из
глаз его дым поднимался, а сам он стоял поодаль. И тогда снова обратился к нему
праведник: "Смотри же, не ослушайся моих слов, иначе я прикажу, чтобы он наказал
тебя, и он сделает тебя позором для всего города".
Услыхав это, монах задрожал и изумился в душе. А все
наставления, исходившие из уст святого, он с большой уверенностью решил
выполнить. И после этого видит праведник, как пришел с востока дух, словно
огненная молния, и схватил дракона, поглощая его силу, а тот, не вытерпев муки,
обратился в ворона и улетел, стеная и причитая. И сей же час, немедленно, право
первенства над монахом было возвращено ангелу Божьему. Когда же тот собрался
уходить, святой дал ему такой наказ: "Смотри не разглашай никому того, что
касается меня, и если ты будешь блюсти это, верь, что и я, хоть и грешник, буду
всегда поминать тебя в своих молитвах, чтобы Господь Бог вел тебя благим путем
к добру". Тот же, услышав это, с большой убежденностью пообещал все выполнить, и
они поцеловали друг друга и удалились.
Все деньги, которыми владел монах, он раздал нуждающимся. А после
этого удостоился даже большей славы от Бога. Когда же кто-то принес ему денег
для раздачи, он взял из них одну или две монеты на расходы, а остальное
распределил через руки приносящих, помня наставление блаженного и приговаривая:
"Что пользы мне быть распорядителем чужих шипов? Ведь беря то, в чем я не имею
нужды, и раздавая бедным, я пребываю в убеждении, что вознаграждение
принадлежит мне, а не другому". Вот почему он разрешил тем, кто приносил
деньги, распределять их собственноручно. И поскольку он с тех пор вел себя
прекрасно, благочестиво и как подобает монаху, явился ему раб Божий с улыбкой на
лице и указал ему дерево, стоящее на равнине, украшенное цветами и полное
сладчайших плодов. И сказал ему: "Ты должен быть премного благодарен мне,
почтенный господин, за то, что я сделал душу твою цветоносным деревом, вырвав
тебя из зубов дракона; постарайся же, насколько ты можешь, через благодеяния
превратиться в сладостный плод: ведь древо, которое ты видишь, есть состояние
твоей души с того дня, как ты увидел меня и раздал деньги". Пробудившись, он еще
больше укрепился для духовной работы, с каждым днем продвигаясь все дальше.
|