Беседа с писателем Николаем Блохиным
После четверти века «разлуки» Николай
Владимирович Блохин, известный православный писатель,
вновь оказался в «родной Бутырке». Только
теперь не как заключенный, а как почетный ее гость. Мы
– старший священник храма Бутырской тюрьмы отец
Константин Кобелев, писатель Блохин, две прихожанки с
воли, помогающие батюшке раздавать подарки арестантам, и
я, журналист, – идем тюремным коридором. Вот и
стальная дверь камеры 102, в которой в 1982 году
содержался Николай Владимирович, арестованный советскими
властями за печатание и распространение православной
литературы. Бывший «зэк» прислонился к двери
камеры лбом и ладонями, помолчал минуту. Потом попросил
открыть «кормушку» (маленькое окошко для
раздачи пищи). Поздоровался с нынешними обитателями 102-й,
рассказал им о себе и подарил экземпляры своего романа
«Рубеж». Роман этот – о Великой
Отечественной войне. Раздавая роман заключенным
«родной» камеры, писатель выразил надежду, что
они примут его православный взгляд на события тех лет.
А когда «кормушка» захлопнулась, мы присели
на подоконник в тюремном коридоре – поговорить. И
захотелось расспросить писателя не только о его
творчестве.
***
– Николай Владимирович, скажите, почему,
рассказывая в своих книгах о сотрудниках органов
безопасности, тюрьмах и зонах, допросах и приговорах, вы
нигде не выказываете ненависти или презрения к этим людям,
как будто они не мучили заключенных, в том числе и вас, а
делали для них доброе дело?
– Родные мои! Я же сидел вот в этой камере! Это была
«осужденка» общего режима. А сюда я прибыл с
Пресни, а туда – из Лефортово. Тогда, в 1982 году,
меня судили за то, что я издавал – и много издавал
– церковные книги, ну и заодно за антисоветскую
церковную пропаганду. В приговоре значилось, что мы
напечатали 200 тысяч книг, а на самом деле – вдвое
больше. Вместе с «раскруткой» я получил за это
пять лет. Это были самые счастливые годы моей жизни!
Тут я стал писателем. Тут я понял все. Сейчас мои книжки в
каждом храме – и только благодаря моей
«посадке». Ничего кроме благодарности к
родному КГБ я не испытываю. Как говорит моя жена: тебя
давно пора опять сажать, потому что твое творчество
зависит от уз. В нас же всегда просыпается самое лучшее,
когда Господь рядом. А Он с нами рядом всегда – мы
от него все время далеко. И чтобы мы что-то стали
понимать, нам нужны узы. Вот сюда нужно! Я молиться начал
по-настоящему только в тюрьме. Сколько раз на воле читал
Евангелие – а здесь оказалось, что помню его
наизусть. А когда вышел, я его забыл.
– Боюсь, что после такой «рекламы»
многие захотят в Бутырку… А если говорит серьезно,
то, наверное, не стоит забывать, что в тюрьме люди не
только занимаются самосовершенствованием, но и много
страдают, ведь это все-таки место отбывания наказания. И
некоторые оказываются тут ни за что – как вы,
например.
– Что бы ни случилось, всегда надо сознавать:
никогда не бывает «ни за что». Мне говорила
тогда братва: «Ты же ни за что страдаешь!» А я
отвечал: «Я не страдаю. Я получаю свое. Я
добровольно шел на издание церковных книг. Нарушал закон?
Нарушал. Знал, что за это полагается? Знал. Раскаялся в
содеянном? Ни в коем случае. Я раскаиваюсь только в своих
личных грехах. Поэтому, смотрите, что вышло: сознательно
нарушал закон – вот и получаю свое. И так радостно
получаю!» То, что было со мной в тюрьме, это все по
Божиему Промыслу. Тут я вспомнил и оценил все, что со мной
было.
На протяжении всей жизни Господь постоянно ставит нам вехи
Своего Я – а мы от них отворачиваемся. Нам это
нужно, нам то нужно, нам нужно все. А потом, когда мы, как
я, оказываемся в узах, вот тут понимаем – вот оно. И
Евангелие вспоминается. Говорят, я потерял – а на
самом деле я приобрел в тюрьме. Братва в Саратове (все мои
зоны были в Саратове) на меня пари заключала, чтобы хоть
одно слово матом от меня услышать. А этого не было. Не то,
что я какой-то такой. А просто Господь как покров надо
мной сделал. У меня не было потребности в черном слове. Я
говорил: «Братва, не старайтесь, ничего не
выйдет». А когда я вышел, вот тут-то…
Когда подхожу к батюшке на исповедь, начинаю вот с этого.
Сколько раз? Однажды сказал жене: «Давай за каждое
черное слово сто рублей отдавать в храм». Она
говорит: «Да на что же мы будем жить-то
тогда?!»
– Вы считаете, что Господь
послал вас в тюрьму для выполнения какого-то
«задания»?
– Безусловно. И когда мне говорили, что я сижу ни за
что и неизвестно для чего, я отвечал собеседнику: «А
может быть, для того, чтобы я с тобой сейчас поговорил.
Там у тебя было много денег, пальцы веером – ты бы
стал со мной говорить? Да никогда! Мимо прошел бы…
А здесь деваться некуда, вот они, стены родные, –
так что давай слушай про Бога. Больше нигде бы ты про Него
не слушал».
Один мне жаловался: пошел ставить свечку Николаю Угоднику,
а когда выходил, споткнулся и грохнулся. И у него отмычки
выпали. «Мент» мимо шел: что такое?! Вора и
«загребли». Вот, мол, как Никола-угодник
помог… Я ему говорю: «Радуйся, дурачок,
потому что Никола привел тебя сюда, ко мне, понимаешь?
Раньше я бы сказал тебе: "Воровать грешно”,
– а ты послал бы меня куда подальше». Вор
должен сидеть в тюрьме – это однозначно.
Когда меня в Саратове хотели «короновать в
закон», я отказался. Они не ожидали услышать это от
«главного антисоветчика». Стали спрашивать
почему. И я объяснил.
Вор в законе… А я за всю свою жизнь не украл ни
копейки. И вот я приду домой… вором!.. в законе!..
Да меня спустят с лестницы.
– Так-таки ничего ни разу чужого не взяли?
– Единственный раз. Однажды на водку не хватало
десяти рублей – и я стащил червонец у своей жены из
пальто, которое висело в прихожей. Только это уже не
воровство, а самое страшное –
«крысятничество». К «крысам» в
зонах и камерах – беспощадно сразу. А тот червонец
начал у меня в кармане «гореть», я чувствовал
это. «Ты что сделал-то, гад?!» – сказал
я себе. Червонец обратно положил и жене сознался. Братцы
мои, десять исповедей не отпускало меня! Батя мне потом
говорит: «Ну все, хватит, сколько можно». А
мне душу давит и все.
Кстати, при «короновании» мне надо было бы
татуировку делать: на плечах – звезды, а на пальце
–«битый перстень». Но православному
нельзя татуировку делать: какое тело тебе дал Господь,
только такое ты и должен носить. Так что никак я не мог
стать вором в законе.
Я отказался от коронования. Я был вне «масти»:
не «мужик», не «моложняк» и не
вор. Не «мужик», потому что князь (из
княжеского рода). Во-вторых, «мужик»
«пашет», а я сколько раз отказывался от
работы! Почему? Там, в Саратове, делали бомбы, которые шли
прямо в Афган. А я в Афган не могу. «Нет, –
говорю, – я не пацифист, но бомбы для вас делать не
буду. Не буду – и все». Ну, и меня,
соответственно, в карцер. Его называют «шизо»
– штрафной изолятор. Из него я не вылезал.
– Вы рассказывали, что однажды вам желтуха
помогла: в вашей карантинной камере было свободно, а все
остальные в то время были переполнены. А вообще-то вы
много болели в тюрьме за пять лет?
– Много. Чесотки там никто не миновал. От нее нет
спасения – хуже рака. Чешешься так, что кожу
раздираешь до крови. Днем еще можешь сдерживаться, а ночью
себя не контролируешь – раздираешь все. У меня на
ноге от колена была сплошная рана – как сапог. Когда
я в Саратове был «на больничке», просил на
ночь мне руки завязывать за спиной, чтобы не раздирать
себя.
– И эти ужасы вы вспоминаете как самое счастливое
время?
– Это детали, а главное – там я стал писать.
Там я помнил Евангелие. Там я молился, наверное, раз в
тысячу больше, чем вообще за всю свою жизнь – и до,
и после. Только там я понял, что такое молитва. Когда она
из тебя идет, ты наедине с Богом. Когда молишься, не так
тяжело.
– Николай Владимирович, вы в
102-й камере, оказывается, лежали в
«элитном» воровском углу – около
окна… Почему?
– Потому что, когда уходил прежний вор, он меня
назначил: «Вот ты будешь здесь». Я должен был
распределять места. Это самое ужасное. Посмотрите: 16 коек
– 70 человек, и каждый должен выспаться. По
двое-трое на койке спали. Двое на столе. И еще носилки
были: на них помещалось три-четыре человека. Но я на своей
койке спал один.
– Но это несправедливо.
– Наоборот: это мое место, я глава, и мне должны
подчиняться, хоть тресни. А иначе в камере будет
беспредел.
Кстати, по нашему делу было явлено столько чудес, сколько
я потом нигде не видел.
– Расскажите хотя бы об одном.
– Представьте себе 1980 год. Типография «Искра
революции» работает на нас. Мы напоили начальника
цеха, чтобы он вместо Карла Маркса делал одни
молитвословы. И еще сделал книжку Сергия Нилуса. В те годы
за это сразу давали «червонец» (десять лет). И
вот я прихожу за тиражом. А там, как во всех типографиях
ЦК, 1-й отдел производит профилактический осмотр
печатаемых изданий: вдруг затесалось что-нибудь
запрещенное?
И тут появляюсь я, чтобы посмотреть 800 экземпляров Сергия
Нилуса. Этими книгами, пока без обложки, набит длинный
«пенал», который стоит на полу. И, чтобы они
держались плотно, туда засунули с одной стороны пустой
блок бумаги и с другой стороны – тоже чистую пачку.
Остальные 800 штук – вот этих вот, за которые дают
«червонец».
Это был первый день, когда устроили профилактику. Входят
трое ребят из 1-го отдела, а мастер ждет меня у
«пенала» с Сергием Нилусом. Можете себе
представить?
– Наверное, начальнику было, мягко сказать, не по
себе…
– Они спрашивают: «У тебя здесь что?» А
он весь дрожит и что-то лепечет. Они говорят:
«Бумага, да? Дай-ка крайний вон тот блок». Он
достает его – действительно бумага. Казалось бы,
профессионалам достаточно было взглянуть на мастера
– и все стало бы ясно. Он весь взмок и так далее. Не
надо никаких пинкертонов – только глянь. Не видят!
«А дай-ка еще этот вот, с другого края».
Вынимает, дает – просто бумага. Казалось бы: все,
третий любой бери – и засыпался. Ведь обычно три
раза берут. Но вот этого третьего почему-то не
последовало. «Ладно, все в порядке». И ушли.
ЧК из двери – я в дверь. Столкнулся с начальником
цеха и обалдел. «Ты чего?» – говорю. А
он весь трясется. «Погоди, стой, в чем
дело-то?!». И он мне излагает – в чем.
«Мама родная!» – думаю. И вдруг он
лепечет: «К-к-к-кому свечку ставить-то?»
«Вот теперь давай разберемся. Ясно кому –
Николаю Угоднику». – «Подожди, они
сейчас уйдут, тогда заберешь». – «Да
теперь уже ничего не страшно. Ты понял, что не надо
бояться? Ты понял, Кто стоит за нами? И что мы делаем дело
серьезное? Дело Божие. Так или нет?» Кивает.
«А свечку иди ставь в церковь, только не сейчас,
сначала помойся».
Мой напарник приехал, мы спокойно взяли тираж и в открытую
пошли к машине.
– Но если бы вас тогда «загребли» за
такую литературу, то не миновать бы вам допросов с
пристрастием, подобных тем, которые вы описали в романе
«Рубеж».
–Тут не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Но!
Когда ты четко решил, что делаешь дело правильное, дело
Божие, – ничего не бойся! Бог тебе поможет в самой
безнадежной ситуации.
Меня в Лефортово ни разу не назвали на «ты».
Допрашивали очень корректно. И только однажды я попал на
настоящий перекрестный допрос, правда, без применения
силы. Включают юпитеры – в лицо и в затылок, через
три минуты 50 градусов точно. И четверо начинают по
очереди задавать тебе пустые дурные вопросы, от которых у
тебя «крыша едет». «Фамилия?» А
это уже четвертый допрос, и каждый раз ты называл свою
фамилию…
Тогда я вообще перестал отвечать: делайте со мной, что
хотите, ничего не скажу. Господи, помилуй! Зато после
этого моя молитва раз в тысячу стала сильнее той, что была
на воле. Просто «Господи, помилуй», сказанное
в таких условиях, очень многого стоит. Ты, Боже, сказал,
что не дашь никому крест, который выше сил. Господи,
помилуй!
Все это продолжалось полчаса. Я пришел в камеру и
прикинул: если бы меня допрашивали десять минут, засунув
иголки под ногти, – все, хана! А это ведь делали
когда-то.
Я понял, что допросы образца 1937 года не просто не
выдержу – да я подпишу, что воровал у Суворова танки
и продавал их Тамерлану! Что копал подземный ход от России
до Индии, а докопался до Америки и стал предателем.
Поэтому судить кого-то из тех, кто не выдержал допросов,
– никогда в жизни!
– Выходит, сейчас, когда нет этих ужасов, мы
живем в хорошее время?
– Хорошее. Но оно всегда было такое. Тогда –
потому что я в тюрьму попал, к Богу приблизился, писателем
стал. Сейчас – потому что на воле можно молиться и
писать правду.
– Некоторые называют вас исповедником и даже
мучеником…
– У меня об этом другое мнение. Представьте себе
«шизо» (штрафной изолятор): камера два метра
на два, и в ней 18 человек. Жаркое лето, и в
«шизо» 50 градусов минимум. (Ну, меня надо
было по всем таким местам прогнать.) Люди мучаются
страшно. Там был «день лётный и день
пролётный» (день кормят, день нет) – есть
охота! А параша – сплошное безобразие: высокая бочка
железная с зазубринами (специально такую сделали, чтобы
люди травмировались): попробуй залезь на нее. 18 человек,
и у всех вши. Людей сажали туда на 15 суток.
Десять дней я пребывал в молитве, не замечая этих проблем
и не испытывая мучений. Но вот – на секунду у меня
проклюнулась подлая мысль, что я страдаю за Христа…
И вот тут-то тот покров, которым Господь меня покрывал, с
меня был снят. Через две секунды я почувствовал, что
невыносимо хочу есть. Что я безумно хочу в туалет. И вши
по мне забегали. А до этого я ничего этого не чувствовал.
Меня ткнули носом: вот кто ты есть – нуль без
палочки без Божия покрова. Чего захотел – мученик!
Я чувствовал, что кончаюсь. И тогда впервые взмолился царю
Николаю II, новомученику: «Царь Никола, ну дурак я,
ну прости! Больше не буду». Тут открывается
«кормушка», и местный вертухай обращается ко
мне: «Пошли! Тебе амнистия». А ведь мне еще
пять суток надо было сидеть!
Вот я вышел, шатаясь, и на колени упал. Вертухай мне:
«Ты чего?» Я говорю ему:
«Спокуха!» А про себя: «Господи, слава
Тебе! Благодарю тебя, царь Никола». И по мне
перестали бегать вши. Я не чувствовал, что хочу есть. Про
туалет тоже забыл.
Мне сказали: «Ну, так и быть, ну на тебе».
«Не гавкай, мученик хренов! – это уже я сам
себе. – Вот тебе цена без Него! Ты смотри, прикинь:
те люди, у большинства которых нет того, что есть у тебя,
они держатся. Поэтому цени. И что делать? Молись, не
уставая! За тобой "Глубь-трясина” (это мой
любимый роман, который я начал писать в зоне). Тебе
сказано – и все: делай!..» –
«Господи, – говорю, – сделаю!»
Через два года я закончил этот роман, за который получил
премию Государственную, он выдержал четыре издания.
Но не это главное. А то, что я узнал о себе, что было мне
открыто, когда я сидел в карцере. Всем пожелать этого
страшно. Могу лишь посоветовать: если когда-то проклюнется
мысль, что ты представляешь из себя что-то, то вспомни про
покров Божий, цени его и молись, чтобы он был. И чтобы
никакого «мученика» не было в мыслях.
– В знаменитой документальной книге «Отец
Арсений» рассказывается о потрясающем случае: в
будке, продуваемой насквозь, на 40-градусном морозе
оставили замерзать священника и студента. Они были в
теплой одежде, но при таком холоде обычно люди умирали
через два часа. А эти – продержались двое суток и
даже не простудились, потому что непрерывно молились Богу.
Говорят, что с вами в тюрьме произошло подобное.
– Ну, до чудес отца Арсения мне очень далеко. Дело
было так. В саратовскую тюрьму «Третьяк» я
попал по «раскрутке», по довеску политическому
(продлили срок на два года). Идет зима, а меня сажают в
карцер. И если за тобой телогрейка числится, то ты идешь в
ней, а если нет… Тебя раздевают до трусов и дают
простую пижаму. За мной телогрейка не числилась, поэтому я
пошел в домашней пижаме в камеру, а в ней – минус
восемь. Там стены очень толстые, а стекол в окне нету.
«Зэки» спасались тем, что вынимали из
телогрейки вату и затыкали окно. Но вертухаи потом все
вытаскивали. А я оказался в карцере с открытым окном в
одной пижаме, словно пришел на пляж. Койка на двух столбах
привернута к стене, спать на ней разрешали только ночью.
Что мне оставалось делать? Только ходить и молиться.
Это было в Великий пост, поэтому я читал молитву Ефрема
Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь
ми…» И вот я хожу-хожу, хожу-хожу, забывая
обо всем, почти бегом. И через час мне уже жарко! Сажусь
на тумбочку бетонную. Вертухай: «Чего-нибудь
надо?» «Надо, – говорю. – Закрой
"кормушку”». И снова начинаю ходить.
Наконец можно спать. Но долго на таком морозе не
пролежишь. Поэтому коленки в зубы (под подбородок) и
калачиком на койку. Только на полчаса – потом
колотун начинается. Вот когда я научился
«отрубному» сну – самому глубокому,
когда ты отключаешься полностью: можно стрелять над ухом,
топтать тебя – ничего не почувствуешь. Но за полчаса
такого «отрубания» физиология
восстанавливается, словно ты проспал всю ночь. А дальше
опять надо ходить и молиться.
Десять суток я ходил… Сколько я тогда молился, я не
молился за всю оставшуюся жизнь. До сих пор не догнал.
Чтобы догнать, надо опять сесть.
– Как же это ходить десять суток подряд,
высыпаться за полчаса, постоянно пребывать в молитве? Это
же невозможно для человека!
– С Богом все возможно. Тут выбор простой: или ты
ходишь и молишься, или ты покойник. Такими вещами не
шутят: мне вправду было жарко! В одной пижаме при минус
восьми. Зато когда я пришел в свою камеру, где плюс
двенадцать, мой сокамерник дрожит, а я кричу:
«Красота! Ташкент! Курорт!»
Тогда я окончательно понял, что все в руках Божиих. Только
надо просить Его о помощи. Есть такая молитва:
«Господи, не дай мне выпасть из руки Твоей»,
– вот все, что нужно, ничего больше.
– В вашем романе «Рубеж» речь тоже о
холоде – о морозах 1941 года. И рассказывается, как
Сталин «дает команду» открыть храм
преподобного Варлаама Хутынского – «управителя
погоды», жившего в XII веке, день успения
которого отмечается 19 ноября по новому стилю, с надеждой,
что по его молитве может наступить лютый холод, который
помешает немцам под Москвой. Насколько реальна эта
история? Это ваша фантазия или описание исторических
фактов?
– Это не фантазия – абсолютная правда. А наши
историки, как советские, так и постсоветские, стоят на
лжи. Они даже молчат о том, что под Москвой было минус 52
градуса. А я слышал это от отца, который Москву оборонял.
В 1952 году от маршала авиации Александра Евгеньевича
Голованова, который был другом моего отца, я слышал об
облете Москвы с чудотворной иконой по приказу Сталина.
А то, что лютый холод наступил по молитвам преподобного
Варлаама Хутынского, когда открыли его храм, я узнал от
отца Сергия, который служил в Елоховском соборе (он уже
почил). Он рассказал мне много и о других чудесах, но не
все вошло в роман. А то, что вошло, это абсолютная правда.
– Были на самом деле полковник Ртищев, иеромонах
Тихон, Зелиг Менделевич, Весельчак и другие герои вашей
книги, которые чудесным образом встретились, чтобы открыть
храм Варлаама Хутынского? Или вы их придумали?
– Полковник Ртищев и некоторые другие герои –
это исторические личности. Сохранилась их переписка с
друзьями, из которой ясно, что это за люди, как они могли
бы поступать в различных ситуациях. Некоторые случаи я
выдумал, но уверен, что в реальной жизни мои герои вели бы
себя именно так. Я собрал все исторические сведения,
которые можно было узнать, и добавил немного своего,
основываясь на достоверных фактах из жизни знакомых
участников войны.
– В романе описаны два случая, когда по молитвам
верующих на небе появлялось вокруг Солнца радужное кольцо
(гало), а в нем – ослепительно яркий крест, подобный
тому, что стоял над войском императора Константина. И, как
в древние времена, явление на небе креста знаменовало
перелом войны: русские отбросили немцев от Москвы,
началось наступление, которое закончилось победой в
Берлине. Действительно были такие знамения?
– Об этом мне рассказывали многие соотечественники.
И даже один немец, который сдался в плен, подтвердил это
явление. Наши войска видели на небе это чудо! Я не стал бы
никогда переносить на бумагу то, чего бы не было в
действительности, что бы я сам придумал.
А то, что «блицкриг» захлебнулся, враг был
отброшен и добит в его логове, свидетельствует, что с нами
Бог, а не с немцами, как они о том хвастливо писали.
– Николай Владимирович, ваш роман удивительно
оптимистичен, хотя рассказывает о самых страшных временах.
Вместе с его героями мы учимся во всем видеть торжество
Православия. И, судя по вашему рассказу о себе, вы повсюду
видели это торжество, даже в тюрьмах и в зонах. Как это
торжество проявляется в наше время?
– Об этом хорошо сказал архимандрит
Тихон (Шевкунов) в предисловии к моему роману. Ну
разве не милость Божия видеть на Тверской не плакат
«Слава КПСС», а растяжку «С праздником
Пасхи, дорогие!»? Четверть века назад, сидя в
Бутырке за распространение церковной литературы, я ни за
что бы не поверил, что в качестве почетного гостя буду
раздавать здесь свои православные книжки. Что в углу
камеры, над койкой, где я лежал когда-то, будет висеть
икона. Что в тюрьме восстановят храм и вокруг него будет
крестный ход. Что в Москве, вместо лужи поганой, будет
храм Христа Спасителя. А на месте туалетов будет Казанский
собор. «Да это же невозможно!» –
закричал бы я тогда. Как это невозможно? Вот оно –
есть!
По сравнению с 1937 годом сейчас у нас курорт. Сколько
храмов было при государе, почти столько и сейчас стоит. А
ведь все эти времена поменял-то Господь, Который с нами.
Вот в чем торжество Православия.
– Но многие сетуют, что растащили
Россию…
– Да не растащили ее. И еще отвечать за это
придется. А «позитивка» Божия – она
вокруг нас. Вот ей радуйся, ею пользуйся, молись,
благодари Бога! Ну и делай дело свое.
|