Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
20:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Сентябрь » 27 » Послесловие к "Огнём и мечом?"
05:26
Послесловие к "Огнём и мечом?"



Поскольку сообщение "Огнём и мечом?" вызвало определённый интерес, считаю целесообразным  "дописать" к нему некоторые сведения, которые были опущены во избежание "перегруза".

Итак, в исходном сообщении мы рассматривали события Крещения Руси, что называется, на периферии. А что можно сказать о принятии христианства на самой Киевщине?
Интересно, что Фроянов говорит о практически мирном процессе христианизации полян:

Вероятно, при крещении в Киеве имели место и отдельные факты принуждения, но вылиться в систему они не могли. Именно отсутствие массовых насилий и связанных с ними социальных потрясений объясняет забывчивость русских книжников относительно места крещения князя Владимира и жителей города, обнаружившаяся, как уже отмечалось, во второй половине XI века и вызвавшая жаркие споры.

В качестве подтверждения профессор приводит следующие доводы:

1) существовала олицетворяемая вечем (народным собранием) общинная власть. Да и сам князь в некотором роде являлся носителем общинной власти. Князь и тяготевшая к нему дружинная знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военная организация – народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину. 

Звучит убедительно. Однако, не понятно, почему об этом доводе историк забывает, когда описывает процесс христианизации "на окраинах" (украинах). Правда, в Иоакимовской летописи говорится, что на крещение Новгорода, кроме киевской дружины, с Добрыней прибыли ещё 500 ростовцев. Однако, этот факт ломает всю картину, выстраиваемую тем же Фрояновым, согласно которой христианизация Ростова происходила весьма и весьма медленно. И вдруг оттуда выставляется целое войско для крещения Новгорода. Неувязка какая-то.

Свернуть )
2)  длительное существование язычников на Киевщине после Крещения

Устав [Ярослава Мудрого] гласит: «Дал есмь митрополитом и епископом те суды, что писаны в правилах, в номоканоне, по всем городом и по всей области, где крестьянство есть». Следовательно, в «Русской земле» (понятие, включавшее прежде всего Киевщину) середины XI века имелись города и села, где христиан вовсе не было.

Язычники были в Киеве даже на исходе XII века. Ипатьевская летопись под 1194 годом сообщает о вокняжении на киевском столе князя Рюрика. Все ликовали по этому поводу: «И обрадовася вся Руская земля о кня-женьи Рюрикове, кияне, и крестьяни и погани, зане всих приимаше с любовью: и крестьяныя и поганыя. И не отгоняше никого же».
Чем же объяснить столь длительное существование язычников («поганых» на языке летописца) в самом, если можно так выразиться, церковном сердце Руси – Киеве? Здесь можно назвать две основные причины: преобладание добровольных методов обращения в христианство и известная терпимость византийского христианства к язычеству.


И опять, звучит достаточно обосновано. И снова непонятно, почему же профессор не распространяет эти соображения на периферийные земли, на которых язычники также длительное время обретались.

И, наконец, третий довод, который, действительно, характерен непосредственно для полян:

3)  поляно-киевская община  "на вече санкционировала крещение"

И вот тут летописец роняет фразу, чрезвычайно для историка важную: «И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять...» Как бы невзначай летописец извещает, что обсуждение вопроса проходило при «всех людях», то есть на народном собрании – вече. То было, видимо, вечевое собрание Киева – верховный орган власти племенного союза полян. В нем принимали участие представители других племен в лице старейшин. Иначе и быть не могло. Перемена религии затрагивала широкие массы, без согласия и одобрения которых князь не рискнул бы отрешиться от религии отцов и дедов. Таковой являлась социально-политическая действительность Руси, где все сколько-нибудь значительные проблемы общественной жизни обсуждались на вече.



Осталось теперь только рассмотреть, а что же выдвигается в качестве причин, по которым поляне-киевляне решили принять христианство. Расхожее мнение, что Русь крестили, мол, для сакрализации княжьей "самодержавной" власти выглядит несостоятельным в свете рассмотренных выше пп.1 и 3. Оставаясь в парадигме Маркса-Энгельса-Ленина, Фроянов выдвигает следующую версию:
 
христианство учреждалось для поддержания господства киевской верхушки и всей полянской общины над «примученными» (покоренными) восточнославянскими племенами.

Занятно, конечно. Правда, сразу возникает вопрос - а почему для этих целей понадобилось именно христианство? Чем культ Перуна, "административно" учрежденный в Новгороде тем же Добрыней несколькими годами раньше рассматриваемых событий, не подошёл - кто-нибудь может объяснить? Сдаётся мне,  что ответ на вопрос "Зачем крестилась Русь?" нужно искать не только (а, может быть, и "не столько") в политэкономических рамках, за которые советским историкам вряд ли было позволено выходить.

Хочу выразить признательность всем тем, кто в той или иной форме поддержал эту мою, с позволения сказать, работу: перепостом, комментарием или просмотром. Особая моя признательность коллеге [info]ycnokoutellb : благодаря его перепосту (на который я, скажу честно, фактически напросился) исходная статья нашла подавляющее число своих читателей.
Просмотров: 729 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024