В Матфея 16:18 записаны слова Иисуса, обращенные к Его ученикам: "Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее". В словах Иисуса сделаны три главные утверждения: 1. В этом мире Христос создаст Церковь. 2. Его Церковь будет подвержена сильным атакам. 3. Диавольские атаки не смогут разрушить ее. Оглядываясь
назад на историю христианства, мы видим, что Слова Христа исполнялись в
каждом столетии - славная история подтверждает это. Во-первых,
существование истинной Церкви Христа. Во-вторых, руководители на
различных ступенях мирской или религиозной власти и их подчиненные
использовали силу и хитрость, ложь и предательство, угрожали истинной
Церкви и преследовали ее. В-третьих, Церковь подвергалась испытаниям и
свидетельствовала о Христе во время каждой направленной против нее
атаки. Ее послания сквозь шквалы ярости и ненависти полны славы, ее
история записана в этой книге, чтобы Христу была воздана слава за
чудесную работу Божию, чтобы знание о переживаниях мучеников Церкви
оказывало благотворное влияние на читателей и укрепляло их христианскую
веру.
Иисус Первым
пострадал за Церковь Сам Иисус Христос - не мученик, конечно, но
вдохновитель и первоисточник мученичества. История Его страдания и
распятия так хорошо описана в Святом Писании, что нет необходимости
писать об этом здесь. Достаточно лишь сказать, что Его последующее
воскресение поразило намерения иудеев и дало отвагу и новое направление
сердцам Его учеников. И после того, как приняли силу Духа Святого в день
Пятидесятницы, они исполнились веры и бесстрашия, в чем так нуждались,
чтобы проповедовать Его имя. Новая уверенность и смелость учеников
полностью сразила иудейских лидеров и изумляла всех, кто слышал о них.
Стефан Вторым
пострадал и умер за Церковь Стефан, чье имя означает "венец, корона"
(Деяния 6:8). Он был замучен за проповедь Евангелия тем людям, которые
убили Иисуса. Сказанное им настолько взбесило этих людей, что они тут же
схватили его и вытащили за город, где побили камнями до смерти.
Мученическая смерть Стефана произошла примерно через восемь лет после
распятия Его Господа, т.е. где-то в 35 г. н.э., так как Иисус
предположительно родился в 6 году до н.э., за два года до смерти Ирода
Великого, который умер в 4 г. до н.э. (см. Матфея 2:16). Ненависть,
направленная на Стефана, неожиданно переросла в великое преследование
тех, кто открыто заявлял об Иисусе как об иудейском Мессии. Лука пишет:
"В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все,
кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии" (Деяния
8:1). Во время этого преследования были замучены около двух тысяч
христиан, включая Никанора, который был одним из семи диаконов Церкви
(Деяния 6:5).
Иаков Первый
мученик из двенадцати апостолов Иаков был сыном Зеведея и Соломин и
старшим братом апостола Иоанна. Он казнен в 44 г. н.э. по приказу Ирода
Агриппы I, правителя Иудеи. Его смерть была исполнением сказанного
Иисусом о нем и его брате Иоанне (Марка 10:39). Знаменитый древний
писатель Климент Александрийский утверждал, что, когда Иакова вели на
место казни, его необычайная смелость так поразила одного из конвоиров,
что тот пал на колени перед апостолом, прося у него прощения и
исповедуя, что он тоже является христианином и что Иаков не должен
умирать в одиночестве. В результате оба они были обезглавлены. Примерно в
это же время Тимон и Пармен, двое из семи диаконов, были казнены, один -
в Филиппах, другой - в Македонии. Ровно через десять лет, в 54 г. н.э., апостола Филиппа после бичевания бросили в темницу и затем распяли в Иераполе во Фригии.
Матфей Совсем
немного известно о последних днях жизни апостола Матфея, о времени и
обстоятельствах его смерти, но легенда гласит, что он путешествовал по
Эфиопии, где общался с Кандакией (Деяние 8:27), и что в этой стране он и
принял мученическую смерть. В некоторых преданиях говорится, что он
был пригвожден к земле и обезглавлен при помощи алебарды в городе
Надавах (или Наддар), Эфиопия, приблизительно в 60 г. н.э.
Иаков (Младший) Этот
Иаков был братом Иисуса и автором послания. Похоже, он был лидером
Иерусалимской церкви (см. Деяния 12:17, 15:13-29; 21:18-24). Нам не
известны точная дата и обстоятельства его смерти, но утверждается, что
это произошло в 66 г. н.э. Как пишет иудейский историк Иосиф Флавий,
первосвященник Анна приказал побить Иакова камнями. Но раннехристианский
писатель Хегесипус, которого цитировал Евсевиас, христианский историк,
живший в III веке, говорит, что Иаков был сброшен с крыши храма. В этой
версии его смерти утверждается, что Иаков не погиб от падения, поэтому
ему разбили голову дубиной, которую, возможно, использовали валяльщики
для сукна, или кузнечным молотом.
Матфей О
нем и его жизни не известно ничего, за исключением того, что он был
избран на место Иуды. Известно также, что он был побит камнями в
Иерусалиме, а затем обезглавлен.
Андрей Андрей
был братом Петра (Матфея 4:18). Предание говорит, что он проповедовал
Евангелие многим азиатским нациям и принял мученическую смерть в Эдессе
через распятие на Х-образном кресте, который стал известен под названием
"Крест Святого Андрея".
Марк Совсем
немного известно о Марке, за исключением того, что написано о нем в
Новом Завете. После упоминания Павла о нем во Втором послании к Тимофею
(4:11) он исчезает из вида. Только предание сообщает нам возможные
обстоятельства его смерти: он, вероятно, был разорван на части людьми в
Александрии, когда выступил против проведения торжества в честь их идола
Сераписа.
Петр Единственное
описание мученической смерти апостола Петра мы находим у
раннехристианского писателя Хегесипуса. Он рассказывает историю о
чудесном явлении Христа. Нерон задумал погубить апостола Петра, когда
тот был уже в преклонном возрасте (Иоанна 21:18). Когда ученики узнали
об этом, они убедили Петра оставить город [Рим], что он и сделал после
долгих уговоров. Но когда Петр подошел к городским воротам, то увидел
Христа, идущего ему навстречу. Петр пал перед Ним на колени и спросил:
"Господи, куда ты идешь?" Христос ответил: "Я иду, чтобы быть распятым
снова". Петр понял, что для него пришло время принять смерть,
посредством которой он прославит Бога, и вернулся в город. После того,
как его взяли и привели на место казни, он попросил, чтобы его распяли
вверх ногами, так как он не считал себя достойным быть распятым так же,
как и его Господь.
Павел Апостол
Павел был заключен в темницу в 61 г. н.э. и написал там Послания
ефесянам, филиппийцам и колоссянам. Его заключение длилось
приблизительно три года и закончилось в мае 64 г. н.э. за год до пожара в
Риме. Во время короткого пребывания на свободе Павел, возможно, посетил
Западную и Восточную Европу и Малую Азию, а также написал Первое
послание к Тимофею и Послание к Титу. Нерона уличили в поджоге Рима,
но он отверг обвинение и направил его на христиан. В результате началось
сильнейшее гонение на них, во время которого Павел был арестован и
брошен в темницу в Риме. Находясь снова в заключении, он написал
последнее Второе послание к Тимофею. Вскоре Павла признали виновным в
преступлении против императора и приговорили к смерти. Его привели на
место казни, где он был обезглавлен. Это произошло в 66 г. н.э., за
четыре года до падения Иерусалима.
Иуда Брат Иисуса был распят в Эдессе, древнем городе Месопотамии, приблизительно в 72 г. н.э.
Варфоломей История
говорит, что Варфоломей проповедовал во многих странах, перевел
Евангелие от Матфея на язык Индии и учил в этой стране. За это он был
жестоко избит и распят язычниками-идолопоклонниками.
Фома Фома
проповедовал Евангелие в Персии, Парфии и Индии. В Каламине (Индия) его
схватили и пытали язычники, затем пронзили копьем и бросили в огненную
печь.
Лука Лука
был язычником и, может, греком. Неизвестно, когда и как он был обращен,
возможно, он был врачом в Троаде, где и обращен Павлом, так как скорее
всего в Троаде присоединился к Павлу и начал путешествовать с ним.
Обратите внимание на стихи в Деяниях (16:8-10), где после упоминания
Троады Лука начинает использовать местоимение "мы", а не "они":
"Миновавши же Миссию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу:
предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и
помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в
Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там". Лука
прибыл с Павлом в Филиппы, но не был заключен вместе с ним в темницу и
не путешествовал с ним после его освобождения. Очевидно, он поселился в
Филиппах и жил там некоторое время. И только когда семь лет спустя Павел
снова посетил Филиппы (Деяния 20:5-6), мы снова встречаемся с Лукой. С
этого момента он опять путешествует с Павлом и остается с ним до
путешествия Павла в Иерусалим (Деяния 20:6-21:18). Еще раз он исчезает
из вида, когда Павла заключают в узы в Иерусалиме и Кесарии, и вновь
появляется, когда Павел отправляется в Рим (Деяния 27:1). Он был с
Павлом во время его первого заключения (Филимону 1:24, Колоссянам 4:14).
Многие исследователи Библии убеждены, что Лука написал Евангелие и
Деяния апостолов во время пребывания с Павлом в Риме. Во время
второго заключения Павла Лука, очевидно, был рядом с ним, потому что
Павел перед своей мученической смертью пишет Тимофею: "один Лука со
мною" (2 Тимофею 4:11). После смерти Павла Лука, вероятнее всего,
продолжает нести Благую весть, научившись этому у Павла. Точная дата его
смерти и то, как он умер, неизвестны. В одном древнем источнике
говорится: "Он безраздельно служил Господу, не имея ни жены, ни детей, и
умер во сне в возрасте восьмидесяти четырех лет в Боетии (неизвестное
нам место), будучи исполненным Духом Святым". Другой ранний источник
утверждает, что Лука отправился с Бла-1 ой вестью в Грецию, где был
повешен на оливковом дереве в Афинах в 93 г. н.э.
Иоанн Апостолу
Иоанну, брату Иакова, приписывают основание семи церквей, упоминаемых в
Откровении: Смиринской, Пергамской, Сардисской, Филадельфийской,
Лаодикийской, Фиатирской и Ефесской. Утверждается, что в Ефесе он был
арестован и отправлен в Рим, где его погрузили в котел с кипящим маслом,
которое не причинило ему вреда. В результате он был освобожден и выслан
императором Домицианом на остров Патмос, где написал книгу
"Откровение". После освобождения с Патмоса Иоанн вернулся в Ефес, где
умер в 98 г. н.э., будучи единственным апостолом, который избежал
насильственной смерти. Даже во время непрекращающихся гонений и
насильственных смертей Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви.
Церковь была глубоко укоренена в учении апостолов и окроплена кровью
святых. Она была подготовлена к грядущим преследованиям.
|