«Познание Бога в мире – это первое движение ума, пробуждающегося от житейской суеты»
(английский ботаник Роберт Броун).
К
маме зашла бывшая сотрудница по КБ Ася Мухаметдинова. По паспорту она –
Айсидора (отец дал ей звучное имя), но оно к ней так и не привилось.
Хотя в Тбилиси никого не удивишь Джульеттой, Изольдой, Ричардом или
Робертом, даже Гулливер и Нельсон встречаются, но Айсидору публика не
восприняла. Не сговариваясь переделали в Асю.
Разговорились о житье-бытье.
–
Живу я хорошо, – рассказывала Ася не спеша, время от времени обводя нас
светло-голубыми глазами. Вообще от всего её облика так и веяло
спокойствием и миролюбием. – Всё у меня есть. На пенсии скучно. Вот и
решила я заняться чем-нибудь полезным. У меня соседи – евреи, в
«Рахамиме» работают, это такая еврейская благотворительная организация.
Семьи у меня нет, племянники в России, а мне так хочется быть кому-то
нужной. И я соседям предложила: «Дайте мне какую-нибудь лежачую
старушку, я буду за ней смотреть. А зарплаты мне не надо». Они стали
настаивать: «Возьмите хоть паёк. Нехорошо, мол, чужим трудом
пользоваться. По нашей вере нельзя». Пришлось мне согласиться, чтоб их
не обижать. А паёк дали такой – на две семьи хватит: консервы, крупы
разные, макароны. Опять-таки, зачем мне столько? Да ещё меня у этой
старушки кормят. Бабушке 85 лет. Очень интересная личность. Прямо
душевное удовольствие получаю от общения. А ей, бедняжечке, слушателей
не хватает...
– Одним словом, всё у меня хорошо, –
с какой-то грустью подытожила Ася. – И пенсии мне хватает, недавно ещё и
полис медицинский от мэрии дали. Единственно, чего не хватает, – очень
хочется быть верующей.
Мы переглянулись.
– Что за проблема? Хотите – будьте.
–
Э-э, не так всё просто, – устало отмахнулась Ася. – Во-первых, я
атеистка. Отец у меня был военный, татарин, мать – русская. Нас троих
так вырастили, что о Боге и не вспоминали. Послевоенное время было...
Нашему сталинскому поколению трудно прийти к вере, когда всю жизнь
внушалось, что ТАМ ничего нет... Я уж всё перепробовала. Начала с
Александро-Невской церкви (в грузинскую смысла не было идти, я там
ничего не пойму, хотя в Грузии всю жизнь прожила). Стала в очередь на
исповедь. Смотрю, хоть народу много, но дело быстро идёт. Дошло до меня.
Говорю священнику: «Помогите стать верующей». А он мне скороговоркой:
«Вы крещёная?» Сам на часы посматривает. «Вроде да, – говорю, – бабушка в
детстве тайком крестила, но даже креста не сохранилось». «Как ваше
имя?» – спрашивает. «Айсидора», – отвечаю. Он только руками замахал:
«Нету в православии такого имени! Идите к католикам». И – басом:
«Следующий!»
Пошла я в костёл, благо на той же
улице. Там – как в театре и, главное, скамеек много. Дождалась я падре.
Тот послушал мою историю, спросил про национальность. «В советском
паспорте, – объясняю, – я татаркой записана, а в грузинском на том месте
у меня прочерк стоит».
Он брови поднял: «О-о, на
данном этапе вам креститься надо. Иначе по мусульманским законам всякий,
рождённый от мусульманина, принадлежит их вере». И не поленился, стал
мне подробно объяснять, что надо выучить наизусть к крещению, да какой
крест подготовить (ни в коем случае не спутать с православным), да в
какую сторону креститься. Я его слушала-слушала и поняла, что совсем
запуталась. Дожила до 70 лет и не знала, что есть разные «Символы веры»,
да ещё столько разных сложностей. Попрощалась я с падре и пошла домой
всё это переваривать.
Навстречу мне иеговисты –
молодые ребята с брошюрками. Истинного Бога проповедуют. Поговорили мы
этак с часик. Всё у них хорошо, культурно, современно. Только в толк не
возьму. Как это: христиане, а крест нельзя носить? Он, дескать, орудие
убийства. Опять непонятно.
До мечети только я не дошла в своих поисках. У меня ислам с терроризмом ассоциируется. А я курицу сама зарезать не могу.
Евреи,
узнав о моей дилемме, стали к себе зазывать: «Примите иудаизм». Я им
объясняю: «Вы не обижайтесь, вы очень хорошие, но мне какого-то простого
Бога надо, а у вас одни запреты и всё по расписанию». Они мне
предложили на курсы иврита ходить для «просветления ума». Вот и хожу по
субботам, развиваюсь. Познавательно, конечно, но к цели я своей так и не
приблизилась.
Иногда я думаю: может, оставить
всё, как есть? Прожила я 70 лет без Бога и, честно сказать, неплохо
прожила, со всеми в мире. Хоть и небогато, но и без особых потрясений.
Читала
я недавно статистику в одной газетке. Оказывается, в мире атеистов –
таких, как я – всего три процента, а остальное население Земли –
верующие (кто во что, разумеется). Только вот как это понять: столько
верующих, а зла вокруг меньше не становится?
Вопрос Аси был риторического характера, и отвечать на него никто и не пытался.
Помолчав, Ася грустно закончила рассказ о своём «хождении в веру»:
–
Иногда потихоньку, чтоб тот сердитый священник не заметил, захожу в
Александро-Невскую церковь (больше всего меня туда тянет) и свечки
ставлю. Прошу одно и то же: «Господи, дай мне веру!»