Духовная жизнь
Можно ли молиться Псалмами? Этот вопрос может показаться банальным, но в действительности это не так. Христианская традиция, засвидетельствованная многими древними христианскими авторами, в частности, монашескими, делает различие между псалмопением и молитвой.
Но Псалмы — это молитвы. Эти столь трудные, столь далекие от нас тексты, могут быть нашей молитвой, если мы войдем в их духовную динамику. В Псалмах мы можем найти свою собственную историю. Псалмы — зеркало человеческого существования.
Молиться Псалмами непросто. Для новоначального пользование ими как молитвой может показаться трудным. Но следует с терпением пытаться вникать, входить в них. И постепенно поймешь, что Псалмы — исключительное средство диалога с Богом. Они назидательны, они приготовляют тебя к любой твоей молитве. Псалмы — не только книга молитв, они — школа молитвы.
Никогда не следует произносить их быстро или механически: это будет бесполезной молитвой. Произносимые слова необходимо сделать частью своего внутреннего мира. Чтобы сделать моими слова, которые не мои, необходимо усиленное внимание для сочетания ума и голоса: сочетания моего разумения, внимания, сердца, присутствия со словами, которые произношу. Ведь произносятся не мои собственные, а полученные мной слова. Поэтому я должен быть собран, исключительно внимателен к тому, что произношу. «Когда поем Псалмы, наш дух согласовывается с нашим голосом, mens nostra concordit voci nostre» (Устав преп. Бенедикта).
Монашество всегда учит тому, что качество молитвы предпочтительней количества читаемых Псалмов. «Совершенство молитвы — не в количестве, а в качестве» (преп. Евагрий Понтийский). «Молитва да будет краткой» (Устав преп. Бенедикта). Нет пользы в умножении слов пред Богом (Еккл 5:1,6. Мф 6:7). Когда мы молимся, молимся от всего своего существа, молитва объемлет все, что в нас, все, что мы несем в себе. А в себе мы несем не только какие-то мимолетные сантименты, но — всю совершаемую жизнь, все наши отношения, любовь и страдания. «Полезнее пропеть с разумною раздельностью 10 стихов, нежели весь Псалом со смятением, которое иногда происходит от поспешности произносящего» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
Псалмы — не только книга молитв, состоящая из 150 различных молитвенно-поэтических композиций. Псалмы также — школа молитвы. Псалтирь вводит нас в сферу, содержание которой может стать нашей молитвой. Псалтирь учит нас осмыслению собственной жизни, которая связана с жизнью народа, Церкви, общины, жизни, которая проживается в истории, учит представлять ее Богу, говорить о ней Богу ради того, чтобы принять от Бога свет, помогающий дальше жить этой же самой жизнью, но уже в большем послушании Богу. Псалмы объединяют слово человека, обращенное к Богу, и слово Бога, обращенное к человеку. В Псалмах две эти составляющие неразрывно переплетены между собой. Псалтирь — книга Библии и, как таковая, содержит слово Бога к человеку. И в то же время, в Псалтири — слова человека к Богу. «Открой уста твои, и Я наполню их» (Пс 80:11). Наполню чем? — Словами, которые говорю тебе. Как отец учит сына говорить, говоря с ним, «влагая» в его уста слова, точно так же Бог делает со своим народом. В Псалмах — слова, которым Бог учит обращаться к Нему. Поэтому, чтобы научиться молитве, надо прежде всего научиться слушать. Это справедливо для всякой христианской молитвы, особенно — для Псалмов. Получаем слова от Бога, слушаем их и — направляем Богу. «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать.., так и Мое слово, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис 55:10-11). Слово, исходящее от Бога, устанавливает диалог с человеком. Этот диалог устанавливается словом Божьим (как в сердце личности, так и в сердце общины), откуда оно вновь восходит к Богу в форме молитвы.
Молитва Псалмами ведет нас к уподоблению Христу. Насколько мы можем сделать слова Псалмов своими словами, настолько мы возрастаем во Христе. «Христос, — говорит св. Августин, — истинный молящийся Псалмов».
Лучано Маникарди,
насельник монашеской общины в Бозе, Италия
Перевод с итальянского игумена Арсения (Соколова) специально для «Киевской Руси»
|