Мой отец с большим предубеждением относился к отцу Иоанну
Кронштадтскому. Его чудеса и необыкновенную популярность объяснял
гипнозом, темнотой окружающих его людей, кликушеством и т. п.
Жили мы в Москве, отец занимался адвокатурой. Мне в то время
минуло четыре года, я был единственным сыном и в честь отца назван
Сергеем. Любили меня родители безумно.
По делам своих клиентов отец часто ездил в Петербург. Так и теперь
он поехал туда на два дня и по обыкновению остановился у своего брата
Константина. Брата и невестку он застал в волнении: заболела их младшая
дочь Леночка. Болела она тяжело, и хотя ей стало лучше, они пригласили
отца Иоанна отслужить молебен и с часу на час ожидали его приезда.
Отец посмеялся над ними и уехал в суд, где разбиралось дело его
клиента. Вернувшись в четыре часа обратно, он увидел у братниного дома
парные сани и огромную толпу людей. Поняв, что приехал о. Иоанн, он с
трудом пробился к входной двери и, войдя в дом, прошел в зал, где
батюшка уже служил молебен. Отец стал в сторону и с любопытством стал
наблюдать за знаменитым священником. Его очень удивило, что о. Иоанн,
бегло прочитав положенное перед ним поминание с именем болящей Елены,
стал на колени и с большой горячностью начал молиться о каком-то
неизвестном тяжко болящем младенце Сергии. Молился он о нем долго, потом
благословил всех и уехал.
– Он просто ненормальный! – возмущался мой отец после отъезда
батюшки. – Его пригласили молиться об Елене, а он весь молебен вымаливал
какого-то неизвестного Сергея.
– Но Леночка уже почти здорова, – робко возражала невестка, желая защитить уважаемого всей семьей священника.
Ночью отец уехал в Москву. Войдя на другой день в свою квартиру,
он был поражен царившим в ней беспорядком, а увидев измученное лицо моей
матери, испугался:
– Дорогой мой, твой поезд не успел, верно, отойти еще от Москвы,
как заболел Сережа. Начался жар, конвульсии, рвота. Я пригласила Петра
Петровича, но он не мог понять, что происходит с Сережей, и попросил
созвать консилиум. Первым долгом я хотела телеграфировать тебе, но не
могла найти адреса Кости. Три врача не отходили от него всю ночь и
наконец признали его положение безнадежным. Что я пережила! Никто не
спал, так как ему становилось все хуже, я была как в столбняке.
И вдруг вчера, после четырех часов дня, он начал дышать ровнее,
жар понизился, и он уснул. Потом стало еще лучше. Врачи ничего не могут
понять, а я тем более. Сейчас у Сережи только слабость, но он уже кушает
и сейчас в кроватке играет со своим мишкой.
Слушая, отец все ниже и ниже опускал голову: вот за какого тяжко
болящего младенца Сергия так горячо молился вчера отец Иоанн
Кронштадтский.
ИСПОВЕДЬ
1963-й или 64-й год.
Литургия в храме Знамения Божией Матери, что у Рижского вокзала. Лето... Жарко и душно с самого утра.
В боковом приделе, где образ мученика Трифона, о. Александр
проводит исповедь. Исповедники стоят томные, безучастные, мысли их, по
всей видимости, витают где-то далеко за пределами храма, а о. Александр
проникновенно говорит им об их грехах, о любви к Богу и людям. Состав
исповедников пестрый, большей частью это пожилые домашние хозяйки,
горсточка молодежи, несколько мужчин интеллигентного вида и две-три
дамы, смиренно повязанные платочками поверх модных причесок. Уже два
раза приходили из алтаря от о. Клеоника и напоминали, что пора кончать
затянувшуюся исповедь, но о. Александр не кончал. Он силился, но
безуспешно, сдернуть с нас липкую сеть равнодушия. Он волновался, горел,
а мы даже не тлели.
Почему так получилось – не знаю! Жара ли нас разморила, бес ли
попутал или просто все мы легкомысленно, не подготовив себя внутренно,
пришли к великому Таинству.
И вдруг о. Александр шагнул к самому краю амвона и, глядя на нас большими скорбными глазами, сказал:
– Слушаете вы меня сейчас, а сами думаете: вот разболтался старик о
наших грехах и удержу ему нету – и такие вы мол, и вот этакие, а сам-то
ведь тоже не святой. Правильно вы думаете, потому что я величайший
грешник и обличаю вас только по долгу своего священства, не больше.
Простите же меня, Христа ради!
И, закрыв руками лицо, о. Александр зарыдал горестно и громко.
Народ дрогнул, все как бы очнулись, ожили, бросились к нему.
Впереди стоящие хватали о. Александра за руки, целовали их, плакали,
задние напирали на передних и, перебивая один другого, кричали:
– Грешны, батюшка, простите!
Вытирая непросохшие слезы, о. Александр гладил склоненные перед ним головы и сдавленным от волнения голосом говорил:
РАССКАЗ ОТЦА ГЕОРГИЯ
Чтобы тебе был понятен мой рассказ, я должен сделать небольшое отступление.
Когда-то я был игуменом Мещенского монастыря, который находился в
Калужской губернии. По монастырским делам мне частенько приходилось
бывать в Калуге. В один из таких приездов иду я по улице и вижу: возле
хорошего большого дома стоит женщина в небрежно накинутой теплой шали и
кого-то поджидает. Увидев меня, быстро подошла и поклонилась. Лицо
бледное, и такая скорбь на нем, что я сразу со всем вниманием воззрился
на нее, а она мне говорит:
– Батюшка, муж умирает, отойти от него далеко не могу, а его напутствовать скорей надо. Не откажите, прошу вас, зайдите к нам!
На счастье, у меня были с собой Святые Дары.
Ввела она меня в дом, посмотрел я на ее мужа: совсем плох, недолго
протянет. Исповедал его, причастил. Он в полной памяти. Благодарить
меня начал со слезами, а потом сказал:
– Горе у меня большое: я ведь купец, но подошло такое дело, что дом
пришлось заложить, а выкупить не на что, и его через два дня с аукциона
продавать будут. Вот теперь умираю, и семья неустроенной остается.
Жалко мне его стало.
– Не горюйте, – говорю, – может быть, Господь даст, и я вам как-нибудь помочь сумею.
А сам скорей вышел от купца, да на телеграф, и вызвал к себе в гостиницу одного духовного сына, тоже купца.
Тот вечером уже у меня в номере сидел, смекнул, в чем дело, и
когда аукцион был по продаже дома, сумел нагнать за него цену до 25
тысяч. Дом купил город, из полученных денег 7 тысяч пошло на погашение
залога, а 18 внесли в банк на имя жены умирающего купца.
Тут уж я с отъездом с монастырь позадержался и после всех денежных
операций пошел к больному рассказать об удачном окончании дела. Он еще
жив был, благодарил меня, что я спас его семью от бедности, и к вечеру
умер. Хоронить его я не остался, а поспешил в обитель, да за разными
событиями так про него и забыл.
Прошло много лет... Был я арестован, и пришлось мне сидеть в камере смертников, вместе со мной находилось 37 человек.
Почти каждую ночь к нам приходили и забирали на расстрел 5–6 человек. Таким путем осталось нас семеро.
Как-то днем подошел ко мне сторож тюремный и шепнул: "Готовьтесь,
батюшка, сегодня я получил на всех вас список. Ночью увезут". Я передал
своим соузникам слова сторожа. Нужно ли говорить, что поднялось в душе
каждого из нас? Хотя мы знали, что осуждены на смерть, но она все стояла
за порогом, а теперь собиралась его переступить...
Не имея сил оставаться в камере, я надел епитрахиль и вышел в
глухой, без окон коридор помолиться. Я молился и плакал так, как никогда
в жизни, слезы были до того обильны, что насквозь омочили шелковую
вышивку на епитрахили, она слиняла и растеклась разноцветными потеками.
Вдруг я увидел возле себя незнакомого человека. Он участливо смотрел на меня, а потом сказал:
– Не плачьте, батюшка, вас не расстреляют.
– А кто вы? – удивился я.
– Вы, батюшка, меня забыли, а у нас здесь добрые дела не
забываются, – ответил человек. – Я тот самый купец, которого вы в Калуге
перед смертью напутствовали.
И только этот купец из моих глаз ушел, как вижу, что в каменной
стене коридора брешь образовалась, и я через нее увидел опушку леса, а
над ней в воздухе свою покойную мать. Она кивнула мне головой и сказала:
– Да, Егорушка, вас не расстреляют, а через 10 лет мы с тобой увидимся.
Видение окончилось, и я опять очутился возле глухой стены, но в душе моей была Пасха! Я поспешил в камеру и сказал:
– Дорогие мои, благодарите Бога, нас не расстреляют, верьте слову
священника (я понял, что и купец, и матушка говорили о всех нас).
Великая скорбь в нашей камере сменилась неудержимой радостью: мне
поверили, и кто целовал мои руки, кто плечи, а кто и сапоги. Мы знали,
что будем жить!
Прошла ночь, и на рассвете нас перевезли в пересыльную тюрьму.
Оттуда я попал в Б-ки, а вскоре по амнистии был освобожден и жил
последние годы при Даниловском монастыре. Шестеро же моих соузников
стали моими духовными детьми.
Об авторе:
Л. Шостэ —
псевдоним иеросхимонаха Нектария (в миру – профессор медицины
Овчинников Николай Александрович), бывшего настоятеля Елецкого храма,
прошедшего войну, плен, тюрьму.
Согласно другим источникам, автором
этих воспоминаний оказалась Лидия Сергеевна Запарина, писавшая под
псевдонимом Л. Шостэ. Ей принадлежит большой сборник рассказов о разных
замечательных случаях в жизни верующих людей:
Л.С. Запарим. Непридуманные рассказы. М., 1995.