Куда подевались юродивые?
Недавно, поднимаясь по лестнице в
редакцию сайта «Православие.Ру»,
я увидел висящие на стене фотографии, сделанные в
Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях в 1980-е
годы. На одной из них были запечатлены мои старые
знакомцы – юродивые странники Михаил и Николай.
Михаил на две головы ниже своего соседа. В ширину
– такой же, как и в высоту. В жилетке и с
цилиндром на голове. Смотрит на нас хитро и весело.
Под длинной поддевкой скрыты ноги, ненормально
короткие при нормальном торсе. Николай – со
склоненной влево головой, длинными свалявшимися
волосами и с взглядом затуманенным и печальным. 30
лет назад встретив этот взгляд, я сразу понял:
человек, смотрящий на другого человека такими
глазами, очень далек от мира сего, и не надо пытаться
его вернуть в суетную лукавую реальность.
В сентябре 1980 года мы с женой приехали в
Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в
храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых.
В ту пору каждый молодой человек, особенно городского
обличия и одетый не в поношенное советское одеяние
полувековой давности, переступая порог храма, привлекал к
себе внимание не только пожилых богомольцев, но и повсюду
бдящих строгих дядей, оберегавших советскую молодежь от
религиозного дурмана. Внимание к нашим персонам мы
почувствовали еще у монастырских ворот: человек с хорошо
поставленным глазом просветил нас насквозь и все про нас
понял. Строгие взгляды я постоянно ловил и во время
службы, но при отчитке несколько пар глаз смотрело на нас
уже не просто строго, а с нескрываемой ненавистью. Были ли
это бедолаги-бесноватые или бойцы «невидимого
фронта» – не знаю, да теперь это и неважно.
Скорее всего, некоторые представляли оба
«департамента». Я был вольным художником, и
мои посещения храмов могли лишь укрепить начальство в
уверенности, что я совсем не пригоден к делу построения
светлого будущего. А вот жена преподавала в институте и
могла лишиться места. Так что мысли мои были далеки от
молитвенного настроя.
Мир, в который мы попали, был, мягко говоря, странным для
молодых людей, не так давно получивших высшее образование,
сильно замешенное на атеизме. На амвоне стоял пожилой
священник с всклокоченной бородой и в старых очках с
веревками вместо дужек. Он монотонно, запинаясь и
шепелявя, читал странные тексты. Я не мог разобрать и
сотой доли, но люди, столпившиеся у амвона, видимо,
прекрасно их понимали. Время от времени в разных концах
храма начинали лаять, кукарекать, рычать, кричать дурными
голосами. Некоторые выдавали целые речевки: «У,
Адриан-Адрианище, не жги, не жги так сильно. Все нутро
прожег. Погоди, я до тебя доберусь!» Звучали
страшные угрозы: убить, разорвать, зажарить живьем. Я стал
рассматривать лица этих людей. Лица как лица. До
определенной поры ничего особенного. Один пожилой мужчина
изрядно смахивал на нашего знаменитого профессора –
знатока семи европейских языков. Стоял он со спокойным
лицом, сосредоточенно вслушиваясь в слова молитвы, и
вдруг, услыхав что-то сакраментальное, начинал судорожно
дергаться, мотать головой и хныкать, как ребенок от
сильной боли. Рядом со мной стояла женщина в фуфайке, в
сером пуховом платке, надвинутом до бровей. Она тоже была
спокойна до определенного момента. И вдруг, практически
одновременно с «профессором», начинала мелко
трястись и издавать какие-то странные звуки. Губы ее были
плотно сжаты, и булькающие хрипы шли из глубин ее
необъятного организма – то ли из груди, то ли из
чрева. Звуки становились все громче и глуше, потом словно
какая-то сильная пружина лопалась внутри нее – с
минуту что-то механически скрежетало, а глаза вспыхивали
зеленым недобрым светом. Мне казалось, что я брежу:
человеческий организм не может производить ничего
подобного. Это ведь не компьютерная графика, и я не на
сеансе голливудского фильма ужасов.
Но через полчаса пребывания в этой чудной
компании мне уже стало казаться, что я окружен нашими
милыми советскими гражданами, сбросившими маски,
переставшими играть в построение коммунизма и стучать друг
на друга. Все происходившее вокруг меня было неожиданно
открывшейся моделью нашей жизни с концентрированным
выражением болезненного бреда и беснования. Так выглядит
народ, воюющий со своим Создателем. Но люди, пришедшие в
этот храм, кричавшие и корчившиеся во время чтения
Евангелия и заклинательных молитв, отличались от тех, кто
остался за стенами храма, лишь тем, что перестали
притворяться, осознали свое окаянство и обратились за
помощью к Богу.
Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее
выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь
столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но
случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его
еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до
пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.
– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он,
глядя куда-то вбок.
– Так уж помолились, – пробормотал я, не
совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.
– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут
часовенка рядом. Пойдем.
Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или
несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она
тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей
в глаза и снова тихо промолвил:
– Пойдем, помолимся.
Уверенный в том, что мы последуем за ним, он повернулся и
медленно пошел в гору по брусчатке, казавшейся
отполированной после ночного дождя. Почти всю дорогу мы
шли молча. Я узнал, что его зовут Николаем. Нам же не
пришлось представляться. Он слыхал, как мы обращались друг
к другу, и несколько раз назвал нас по имени.
Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены,
спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков
с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и
оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько
свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал
втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным
голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли
молча, поскольку, кроме «Отче наш»,
«Богородицы» и «Верую», никаких
молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и
кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас
песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное
пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в
сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно
от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя
подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он
отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой
голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный
колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка.
(Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно
задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были
большие проблемы с его прической. Его колтун даже
кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с
помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и
брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не
мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать,
есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился
пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И
потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я
вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся
под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека
и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась
с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась
молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с
Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких,
назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына,
родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся.
Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его
синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота
листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление
закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с
именами наших близких и тихо, протяжно затянул:
«Господу помолимся!» Потом последовал акафист
Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю
Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана
пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно
молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант,
прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал
три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя
крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно,
перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом
повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на
собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он
медленно и как бы стесняясь своего недостоинства,
дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и
вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому,
чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и
заблуждениями, полюбили бы Церковь и поняли, что Церковь
– это место, где происходит настоящая жизнь, где
присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа
может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы
мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает
все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить
с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить
исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и
никогда не оставлять молитвы.
Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей
жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд,
пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей
короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в
рассуждении на так называемые «общие темы» дал
нам совершенно конкретные советы – именно те,
которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что,
вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».
Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А
встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой
лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом
Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я
всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он
брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не
был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с
которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев
издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая
подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но
общался со мной как со своим братом-странником. Возможно,
принимал меня за бродягу-хипаря, заглядывающего в храмы.
Таких хипарей было немало, особенно на юге. Он всегда
радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о
своих перемещениях по православному пространству, сообщал
о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых
побывал и на которые еще только собирался. Если мы
встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о
маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались
впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня
нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову
набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову,
устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда
меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал
участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило,
непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что
я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего
знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из
толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига,
понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы
вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив
светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем
говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я
однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в
свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув
голову, уставился в небо.
Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после
службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала
просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его
называли отцом Михаилом, просили благословения, и он
благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко
подобает священнику. Поговаривали, что он тайный
архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он,
опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась
пополам и превращалась в складной стульчик. На этом
стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий
в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на
толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их
выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.
Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали
милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал
головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку,
истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал
лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа
сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две
лепты».
В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна
экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но
монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и
живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к
ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой
поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о
чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых
событий, мы не говорили. Но напроситься к даме,
приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился.
Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко
объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил
устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро
устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей
спасительницей, энергично помогая себе своим складным
стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон:
«Отец Михаил, помолитесь обо мне!»
«Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и
мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на
голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это
картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального
бутафора или же сделал сам.
Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством
энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно
комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто
до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове,
окруженные морем «белых платочков». Бабульки
семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса,
колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на
фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по
мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших
иностранных туристов. Те, очевидно, полагали, что
происходят съемки фильма-фантасмагории, в котором герои из
XVIII века оказались в центре современного европейского
города.
Самая замечательная встреча с отцом Михаилом произошла в
1990 году. На Успение я пошел в Никольский храм и увидел
его в левом приделе. Он сидел на своем неизменном
стульчике. Николки с ним не было.
– Александр, чего я тебя этим летом нигде не
встретил? – спросил он, глядя на меня снизу вверх
хитро и задорно.
– Да я нынче сподобился в Париже побывать.
– В Париже? Да чего ты там забыл? Там что,
православные церкви есть?
– Есть. И немало. Даже монастыри есть. И русские, и
греческие.
– Да ну!.. И чего тебе наших мало?
– Да я не по монастырям ездил, а взял интервью у
великого князя.
– Какого такого князя?
– Владимира Кирилловича, сына Кирилла Владимировича
– Российского императора в изгнании.
– Ух ты. Не слыхал про таких. И чего они там
императорствуют?
Я стал объяснять ему тонкости закона о
престолонаследовании и попросил его молиться о
восстановлении в России монархии. И вдруг Михаил ударил
себя по коленкам обеими руками и закатился громким смехом.
Я никогда не видел его смеющимся. Смеялся он, что
называется, навзрыд, всхлипывая и вытирая глаза тыльной
стороной ладоней.
Я был смущен и даже напуган:
– Что с Вами? Что смешного в том, чтобы в России был
царь?
– Ну, ты даешь. Царь. Ишь ты. Ну, насмешил. Царь!
– продолжал он смеяться, сокрушенно качая головой.
– Да что ж в этом смешного?
– Да над кем царствовать?! У нас же одни бандиты да
осколки бандитов. И этого убьют.
***
Недавно я рассказал о том, что хочу написать о знакомых
юродивых моему приятелю. Я описал ему Михаила и Николку.
– Да я их помню, – сказал он. – Они у
нас несколько раз были. Ночевали при церкви.
Его отец был священником. Сам он ничего толком рассказать
о них не мог, но обещал отвезти к своему отцу. К
сожалению, и отец его не смог вспомнить какие-нибудь
интересные детали.
– Да, бывали они в нашем храме. Но тогда много
юродивых было. Сейчас что-то перевелись.
Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим
сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот
только юродство Христа ради теперь большая редкость.
Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь.
Многое изменилось в наших храмах. Прежнее большинство
бедно одетых людей стало меньшинством. В столичных церквях
появились сытые дяди в дорогих костюмах с супругами в
собольих шубах. Вчерашние насельники коммунальных квартир
вместе с некогда счастливыми обладателями номенклатурных
спецпайков выходят из церкви, приветствуют
«своих», перекидываются с ними несколькими
фразами и гордо вышагивают к «Мерседесам»
последних моделей, чтобы укатить в свои многоэтажные
загородные виллы…
Я не завидую разбогатевшим людям и желаю им дальнейшего
процветания и спасения. Многие из них, вероятно,
прекрасные люди и добрые христиане. Вот только когда я
сталкиваюсь на паперти с чьими-то холодными стеклянными
глазами, почему-то вспоминаю Николку с его кротким,
застенчивым взглядом, словно просящим прощения за то, что
он есть такой на белом свете, и за то, что ему очень за
нас всех стыдно.
Где ты, Николка? Жив ли?
|