Общий путь борьбы со страстями, указанный нам святыми отцами, звучит так, что для преодоления той или иной страсти нужно упражняться в противоположной ей добродетели. Добродетель противоположная тщеславию — это добродетель самоукорения и терпеливого перенесения упрёков со стороны других людей. Соответственно, благоразумно будет для борьбы с тщеславием искать общества не только тех, кому мы нравимся, и в глазах кого нам хотелось бы выглядеть так, чтобы пёрышки распустить и все свои подлинные или мнимые достоинства перед их глазами выставить, а общаться и с теми, кто не испытывает к нам чрезвычайной симпатии, от кого мы можем услышать и слова критики, кому, может быть, и не слишком нравимся. Помните к тому же и то, что, как правило, самыми лучшими лекарями страсти тщеславия являются самые близкие наши люди, которые лучше всех знают наши немощи. Один из святых отцов говорит: «Хочешь лучше узнать свои грехи, вспомни, что о тебе за последнюю неделю говорили те, с кем ты живёшь». И вот, если стремиться запоминать упрёки к нам обращённые, если стремиться не отбиваться от них, а складывать их в своей душе, своём разуме и учитывать в своём поведении, то это и будет достаточно действенным путём по преодолению тщеславия.
|